Машинный разум выявляет пациентов на последней стадии болезни, нуждающихся в беседе

Время чтения: 2 мин.

Разговор с пациентом на терминальной стадии болезни крайне важен, но очень труден. В этой беседе болеющий человек может передать врачу последние пожелания, касающиеся лечения и ухода. Но часто такой диалог оказывается слишком эмоционально напряженным для обеих сторон. Поэтому пациент практически никогда не начинает его по своей инициативе, если только кто-то или что-то не подтолкнут его к этому шагу. Да и врачи часто оттягивают сложный разговор до последнего – из-за подсознательного желания избежать психологического дискомфорта или из-за большой загруженности.

В Университете Пенсильвании, США, подошли к проблеме последнего разговора по-научному:  ученые разработали новый алгоритм, выявляющий онкологических пациентов, которым такая беседа срочно необходима.

«По умолчанию, медицинская организация обязана продлевать жизнь пациента всеми возможными способами. Но, не имея представления о надеждах и целях пациента в отношении медицинской помощи, можно сделать ошибку, — говорит д-р Нейтан Голдстейн, руководитель отделения гериатрии и паллиативной помощи центра Маунт Синай Даунтаун, не принимавший участие в этом исследовании. – Качественная медицинская помощь определяется как соответствие проводимых медицинских действий пожеланиям пациента. Таким образом, не зная, чего хочет пациент, мы не сможем дать ему то лечение, которое поможет достичь желаемых целей. А это уже маркер некачественной медицинской помощи».

Пациент должен иметь возможность выразить словами, каким он видит приемлемое качество жизни, ради которого имеет смысл продолжать жить и бороться с болезнью. С другой стороны, если не получить сведения о том, какая именно жизнь представляет для пациента ценность, есть опасность предоставить ему медицинскую помощь сверх его потребности и желания, что негативно скажется на самом пациенте и увеличит счета за «непрошенные» медицинские услуги.

Для выяснения вопроса – с кем из пациентов пора поговорить безотлагательно? — исследователи разработали алгоритм, применив три прогностические модели для 26 525 пациентов, проходящих амбулаторное онкологическое лечение в двух больницах Университета Пенсильвании. Каждая модель использовала информацию из систем электронных медицинских карт: пол, возраст, стандартные данные о сопутствующих заболеваниях, результаты лабораторных анализов и данные ЭКГ.

В итоге 51 процент пациентов были отмечены искусственным разумом как «высокоприоритетные» кандидаты на беседу с врачом, и они действительно умерли в течение шести месяцев после постановки им этой оценки. Кроме того, компьютерная модель «случайного леса» идентифицировала почти 65 процентов пациентов с высоким риском. К низкоприоритетным были отнесены всего 7.6 процентов пациентов. Пятнадцать онкологов согласились с тем, что выбранным алгоритмом 60 процентам высокорисковых пациентов необходим срочный разговор об их перспективах и пожеланиях.

Исследователи из больницы Маунт Синай в Нью-Йорке в последнее время пытались решить эту дилемму с помощью компьютерной программы, которая обучит врачей правильно говорить на такие непростые темы с пациентами с сердечной недостаточностью.  Например, программа предлагает задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и подсказывает, как нужно реагировать на эмоции пациентов во время разговоров о тяжелых болезнях.

«Разговоры о планировании дальнейшего лечения в терминальной стадии бывают очень тяжелыми, эмоциональными и зачастую довольно продолжительными, — сказал Голдстейн. — Хотя общение с пациентами изучается в рамках программы медицинского образования, на практике многие врачи сегодня не вполне к этому готовы. Именно поэтому мы разрабатывает новые инструменты, которые облегчат планирование лечения для пациентов и членов их семей».

Исследователи Пенсильванского университета  опробовали алгоритм в медицинском центре, который не участвовал в исследовании, чтобы посмотреть, подтолкнет ли выявление пациентов с высокими рисками врачей к началу беседы. Как выяснилось, прямое руководство компьютера действительно стало решением проблемы: количество консультаций после внедрения алгоритма увеличилось на 74 процента. В настоящее время ученые работают на рандомизированным контролируемым исследованием с участием около 100 врачей, которое будет длиться от трех до шести месяцев.

Результаты исследований были представлены на симпозиуме Американского Общества Клинической Онкологии (ASCO) «Поддерживающая терапия в онкологии», прошедшем в Сан-Франциско, и опубликованы в JAMA Network Open.

Оригинал новости можно прочитать здесь

Поделиться