Раннее IT-средневековье российской медицины

Время чтения: 5 мин.

Отечественное здравоохранение морально и технически не готово к цифровизации лечебных процессов. «Лишь 1% наших клиентов задумается о внедрении поддержки медицинских решений и искусственном интеллекте, большинству это сейчас просто не нужно», – говорит основатель компании Medesk и создатель одноименной медицинской платформы Владимир Ковальский.

Платформа Medesk была создана в 2008 году. В 2013 вошла в рейтинг 15 самых перспективных проектов мира в сфере цифрового здравоохранения в рамках глобальной конференции HealthXL в Стэнфордском университете. Тем не менее, высокие оценки специалистов никак не повлияли на продажу платформы российским клиникам – она стремилась к нулю, пока разработчики не поняли истинные потребности частных медорганизаций.

Рассуждения о перспективах развития IT-медицины на конференциях и в СМИ – это одно, а реалии отечественного рынка – совсем другое.  Ученые думают об использовании искусственного интеллекта (ИИ) в медицине, обычные же клиники ищут способы привлечь пациентов. В российской действительности – это пока параллельные вселенные. Осознание этого факта позволили компании Medesk сделать рывок вперед и стать одной из популярных медицинских платформ в России. Сегодня более 500 малых и средних частных клиник страны являются клиентами компании.

– Владимир, почему ваша первоначальная платформа не смогла заинтересовать российские клиники?

– В 2012 году мы не понимали, что хочет клиент. Мы думали, что все хотят классную медицину, удобную работу с медицинскими данными и приборами. Короче, наша система была нацелена на помощь врачу. Оказалось, что на данном этапе в средних и малых частных клиниках цифровизация медицинских услуг является непервостепенной задачей. Сегодня все наши клиенты хотят получить ясный и понятный инструмент для управления бизнесом. Зачастую при установке нашей системы сначала настраивается работа регистратуры, а только потом – медицинские сервисы. Когда мы это поняли, у нас появились первые клиенты…

– …и девиз «Информационная система для простого и эффективного управления частной клиникой». Что представляет собой нынешняя платформа Medesk?

– Ядро, безусловно, осталось медицинским. К нему добавлены три блока, которые на сегодня являются основными, потому что позволяют представить клинику, как современную полноценную компанию, оказывающую услуги на рынке В2С.

Первый блок – привлечение клиентов, первичная работа с возможными пациентами. Это факт: если тебя нет в интернете, значит, тебя нет в бизнесе. Поэтому первый блок нацелен на создание информационной доступности клиники в интернете, настройку рекламных каналов, подключение телефонии и т.д. То есть представлен весь набор инструментов, который облегчает поиск клиники и делает удобным взаимодействия пациента и медорганизации.

Второй блок представляет собой собственно оказание услуг пациенту. Это и электронный документооборот, и лечение как таковое, и напоминание пациенту, что он должен в такое-то время прийти на прием. Множество настраиваемых модулей, позволяющих пациенту комфортно чувствовать себя в клинике, а ей самой разумно распределять ресурсы. Здесь есть и интеграция с сетевыми лабораториями, и возможность создать протокол лечения, и многое другое.

Третий блок нацелен на удержание пациента. Одна из главных проблем клиники заключается в том, что пациенты приходят на конкретного врача. Он ушел – исчез и поток пациентов. Мы даем инструмент, позволяющий решить эту проблему. С пациентом надо постоянно общаться, и не только путем предложения акций и скидок, хотя это тоже работает. Пациенту важно напомнить, чтобы он выполнил программу лечения, дать возможность записаться или перезаписаться на прием, информировать о новых услугах. То есть сделать все возможное, чтобы уход конкретного специалиста не повлиял на его взаимоотношение с клиникой.

– Менеджмент мыслит в категориях эффективности. Вложения в «оцифровку» большие. А результаты как оценить?

– Мы предоставляем на всех этапах сквозную аналитику, позволяющую администрации клиники проследить эффективность каждого своего шага. В обычном ритейле все понятно: я вложил 100 рублей в рекламу, ко мне пришло 50 клиентов. Вот и считай эффективность. В медицине алгоритм гораздо сложнее. Клиника предлагает услуги терапевта, тот в свою очередь назначает дополнительную программу лечения, по которой пациент совершит несколько визитов в клинику, и всё это надо учесть и правильно интерпретировать. Сквозная аналитика позволяет осознать всю схему привлечения клиента и корректировать ее.

– Что ваша платформа дает пациенту?

– Могу сказать одним словом – удобство. Мы представляем такую сервисную составляющую для клиники, при которой пациент со своего смартфона может с минимальными затратами времени взаимодействовать с медицинской организацией. То есть для пациента поход к врачу становится не сложнее чем, скажем, услуга Яндекс-такси.

– А врач после «настройки» платформы под менеджера остался за боротом?

– Вовсе нет. Настраиваемые модули помогают врачу хорошо регистрировать заболевания, делать правильные протоколы, максимально автоматизировать работу. Их может создать сама клиника. Скажем, в типовом случае, если клиника специализированная, она настраивает под конкретную нозологию программу лечения из какого-то количества услуг. Эта комплексная услуга продается, выставляется счет, и пациент начинает ее выполнять. Не надо каждый раз ручками вбивать в компьютер код услуги, ее стоимость и т.д. Система это все сделает сама.

Кроме того, мы ввели в систему справочник МКБ-10, справочник лекарственных средств ЕГРЛС и другие регламентирующие документы, чтобы врач легко мог их разыскать. Все вещи, которые касаются стандартов лечения, рекомендаций – это является настраиваемым модулем, чтобы клиника могла самостоятельно конфигурировать систему: либо через задачи, либо через программы лечения, либо через другие модули. То есть режимов работы внутри клиники очень много. Мы даем лего-конструктор, который позволяет из типовых блоков построить ту конфигурацию, которая нужна.

– Когда возьметесь за главное – за поддержку принятия медицинских решений?

– Этот момент всегда держим в голове. Но за этой идеей пока нет ценности, за которую наши клиенты готовы платить. То же касается и внедрения элементов искусственного интеллекта. Теоретически это важные вещи. Но сейчас у отечественных клиник запрос еще не сформировался, поэтому как бизнес-идея эти направления бесперспективны. У нас пока в медицине IT-средневековье.

– Медицинское ядро позволяет отслеживать качество оказанной услуги? Сегодня этот вопрос поднимается на самом высоком уровне.

– Такая возможность есть, но пока это не самая востребованная функция. По нашим наблюдениям она начинает интересовать клиента, когда растет число филиалов или приходит сильный медицинский директор. Тогда появляется запрос на контроль выполнения стандартов лечения, контроль за проведением операций, аудирование деятельности медика и все такое прочее. Но это уже следующий этап развития клиники, когда она выстроила себя как нормально действующую бизнес-модель.

– Ваша платформа позволяет создать электронную карту пациента, подключиться к  единой государственной информационной системе здравоохранения?

– Данность сегодня такова: внутри клиники весь документооборот происходит в электронном виде, но на входе и выходе по-прежнему пользуются бумагой. Для электронной карты пациента сейчас нет ни юридических условий (не разработаны стандарты обработки и хранения медицинских данных), ни технической (где все это хранить и как обрабатывать). ЕГИСЗ, возможно, позволит сделать электронную карту пациента более-менее единообразной, но в каком это будет виде пока не понятно. То же самое могу сказать и об обмене медицинскими данными. Пока непонятно, как это будет происходить.

– Почему для своей платформы вы выбрали облачные технологии? Насколько они приемлемы в плане безопасности?

– Наш выбор объясняется просто: масштабируемость, доступность и легкость сервисного обслуживания. Коробочная система предполагает закупку дорогостоящей техники, содержание своего IT-специалиста или даже целого отдела.

Что же касается безопасности, то компании, разрабатывающие облачные технологии тратят на ее обеспечения колоссальные суммы, которые не может позволить себе средняя российская клиника. Конечно, есть крупные медорганизации, которые могут содержать свои серверы, штат IT-специалистов и тратить огромные суммы на безопасность, но их в нашей стране единицы. И, я думаю, они тоже скоро будут переходить на облачные технологии.

– А как же утечка медицинских данных? В этом году в США уже взломаны базы более 400 медучреждений…

– Я смотрел американскую аналитику. Среди пострадавших медучреждений большинство госпиталей с локальными сетями. Да, они хорошо защищены от внешнего вторжения, но взлом можно произвести изнутри клиники. А на внутреннюю безопасность нужно тратить огромные средства, которых всегда не хватает. Централизованно, через облако, это делать гораздо проще и дешевле, чем в каждом отдельном случае.

– Владимир, какой вы видите стандартную медицинскую клинику-2030?

– Сложно сказать, что получится в России. Но, учитывая развитие технологий, могу предположить, что медицина будет заниматься поддержанием здоровья человека. Работа клиники будет направлена на развитие диагностики, соблюдения правильного образа жизни своего клиента и на советы, как его организовать. Поэтому предполагаю большие вложения в средства диагностики, специалистов по обработке и интерпретации данных. Причем это будет происходить в режиме максимальной виртуальности, без присутствия пациента.

Что же касается тех, кто все-таки заболел, то здесь у клиник появится возможность быстро поставить диагноз и мгновенно предложить индивидуальное лечение. Если это будет невозможно сделать дистанционно, то пациент точно получит необходимые рекомендации в лечебном учреждении.

 

Насколько такой сценарий возможен для нашей страны? Все зависит от государственной политики в отношении диагностических приборов. Например, Apple Watch кардиограмму в Штатах снимает, у нас – нет. Он у нас программно заблокирован, потому что не прошел сертификацию. И так по многим позициям.

Я думаю, что медицина через 10 лет будет зависть от того, насколько быстро каждая страна сможет адаптировать современные технологии диагностики для практического использования врачами. Мало просто собрать информацию (вопрос: а кто будет ее собирать?), надо быстро передать ее в медицинское учреждение специалисту, который оперативно сможет интерпретировать данные и выдать обоснованные рекомендации. Как это будет реализовываться у нас, в мире? Не знаю, посмотрим…

Поделиться