Углерод-ионная терапия – новое слово в радиотерапии. Как это работает?
Год назад австрийский Центр ионной терапии MedAustron впервые провел лечение больного раком углерод-ионной терапией. У пациента была аденокистозная карцинома левого уха, и лечение прошло удачно. MedAustron стал шестым центром в мире, имеющим в своем арсенале этот новейший вид радиотерапии.
Что же такое углерод-ионная терапия и насколько она эффективней традиционных видов радиотерапии, в том числе ее более передовой разновидности – протонной терапии? Мы попросили д-ра Юджина Хага, профессора радиационной онкологии, медицинского директора и одного из руководителей центра ионной терапии MedAustron рассказать о преимуществах новейшего метода при лечении онкологических заболеваний.
Углерод-ионы или протоны?
Двадцать лет назад в США было всего три протонных центра. Сегодня их насчитывается более 30, и строительство новых продолжается. Этот тренд обуславливается физическими преимуществами протонной терапии по сравнению с обычными видами радиотерапии – способностью протонов поражать злокачественные опухоли более точно, избегая при этом воздействия на окружающие здоровые ткани и защищая тем самым пациентов от побочных эффектов. Этот метод позволяет использовать более высокие дозы облучения для лечения очень агрессивных опухолей.
Углерод-ионная терапия обладает такими же преимуществами, что и протонная, но, кроме того, она способна оказывать более сильное биологическое разрушительное воздействие на опухоли, утверждает Хаг. «Эти тяжелые заряженные частиц вызывают катастрофические для раковых клеток или их ДНК процессы. Если коротко, ионы углерода действуют точно так же, как и протоны, но имеют дополнительное биологическое преимущество, воздействуя на опухоли с большей эффективностью».
Такое свойство ионов углерода может оказаться особенно полезным при лечении радиорезистентных (устойчивых к облучению) опухолей, для уничтожения которых требуются более высокие дозы. К этому разряду новообразований относятся меланомы, неоперабельные крупные опухоли в области таза, саркомы, крупные и неоперабельные опухоли головы и шеи и опухоли в основании черепа.
Помимо этого, углерод-ионная терапия может очень пригодиться больным, прошедшим полный курс традиционной радиотерапии без особого успеха или вообще без какого-либо эффекта. «Мы считаем, что в этих случаях мы можем принести существенную пользу пациентам, давая им шанс на долгосрочный контроль над опухолью или даже полное излечение, которое иначе было бы невозможным», – сказал Хаг.
США отстают
Лечение тяжелыми заряженными частицами проходят 270-280 тысяч человек в год. Из них большинство лечат протонами и только 15% получают углерод-ионную терапию в медицинских центрах в Европе или Азии. В настоящее время США не имеют своих центров углерод-ионной терапии из-за того, как считает Хаг, что они вышли из программы исследований ионов углерода и других тяжелых ионов в середине 1990-х. «Сейчас США отчаянно пытаются наверстать отставание. Исследовательские институты NIH и NCI возобновили работу в этой области, но по сути 20 лет исследований были упущены».
Он также добавил, что страховые компании не спешат предоставлять страховое покрытие пациентам, которым необходимо ехать на лечение за границу. «В США нет таких страховых программ, которые направляли бы пациентов на оптимальное лечение в другие страны. Здесь не идет речь о каких-либо больших цифрах: в таком лечение нуждаются только отдельные пациенты. У меня вызывает большое сожаление тот факт, что система здравоохранения США очень негибкая, и только очень незначительное число пациентов могут получить необходимую им медицинскую помощь».
Но, несмотря на все эти трудности, Хаг считает, что углерод-ионная терапия будет расти такими же темпами, как и протонная. И речь идет не только о росте числа центров, но и о снижении размеров объектов и стоимости лечения.
«Как только нам удастся решить вопрос с ценами на лечение, я думаю, не останется никаких сомнений, что углерод-ионная и протонная терапии являются наиболее эффективными методами лечения. Если выполнять углерод-ионную терапию с соблюдением всех мер предосторожности, она будет иметь минимальные побочные эффекты. Для более широкого распространения этого метода лечения потребуются дополнительные клинические испытания с участием других центров углерод-ионной терапии, что позволит подкрепить имеющиеся данные. Будет ли углерод-ионная терапия особенно эффективной при лечении самых трудноизлечимых опухолей? Я думаю, что для некоторых из них, мы уже сейчас можем ответить утвердительно на этот вопрос – этот метод уже продемонстрировал свои существенные преимущества».
Оригинал новости можно прочитать здесь