Инструмент для data generation
Регистры – очень интересный инструмент для data generation, который практически ничего не стоит, но позволяет в тех ситуациях, когда не можем проводить реальное клиническое исследование, аккумулировать данные и анализировать их. Они широко применяются в странах с высоким уровнем национальных систем здравоохранения, но не в РФ.
У нас регистров по многим направлениям просто нет, процесс их создания в самом начале. Так, Ассоциация флебологов России, членом которой я являюсь, недавно запустила в тестовом режиме свой регистр под управлением Евгения Аркадьевича Илюхина. И это очень качественный, серьезный инструмент в помощь флебологам, на базе которого проводится полномасштабный анализ в формате рандомизированных клинических исследований.
Наша Ассоциация – Российское общество радиохирургии и стереотаксической радиотерапии – взялась за создание подобного инструмента для сбора и анализа информации о лучевом лечении онкологических заболеваний. Глобально это могут быть регистры, связанные с оценкой эффективности модальности лучевого лучения, либо с оценкой переносимости и безопасности облучения.
Начали с регистра по стереотаксической лучевой терапии при раке предстательной железы. Интересно, что эта тема в мире, похоже, тоже очень актуальна: International stereotactic radiosurgery society (ISRS) только сейчас запускает подробный регистр, проект лидирует доктор Maris Mezeckis.
Российская Ассоциация сформировала рабочую группу для разработки платформы регистра: уже есть концепция, готов перечень вопросов, осталось «упаковать» наше представление в ИТ-оболочку. Мы исходили из того, что это должен быть рабочий инструмент, удобный, понятный и доступный онлайн любому врачу, у которого есть логин-пароль.
К процессу присоединились российские центры, в которых лечат рак предстательной железы с помощью стереотаксических технологий. На сегодня таких клиник в стране немного, можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, еще в десяти региональных центрах с установками Гамма-нож, Кибер-нож очень неплохо лечат другие виды рака, а со временем, думаю, возьмутся также за рак простаты и будут передавать свои данные в регистр. Интерес к регистру проявили не только российские члены Ассоциации: свое участие подтвердил латвийский центр «Кибер-Нож» из Сигулды, в течение этого года, надеюсь, присоединятся наши коллеги из Аргентинского общества радиохитрургии.
Медицинские центры, согласившиеся принять участие в создание регистра, по нашим оценкам готовы передать данные о 600-800 пациентах, прошедших лечение рака простаты методом стереотаксической радиотерапии. И с каждым годом количество будет расти. Ведь наполнение регистра – это не прекращающаяся история.
Эффективность отдачи от регистра определяется числом вовлеченных в него участников: чем больше выборка, чем больше количество данных, тем более тщательный анализ мы сможем провести, тем более статистически достоверной будет накопленная информация. Со временем планируем разбивать пациентов на подгруппы: по возрасту, по уровню гормонального статуса, по стадии рака простаты, – и анализировать результативность полученного лечения. Важно отслеживать выживаемость, побочные эффекты, качество жизни пациентов после завершения курса лечения, и эти данные мы тоже будем собирать.
Регистры нужны не только для научных и образовательных целей, но и для системы здравоохранения в целом. Этот тот срез «здесь и сейчас» – с показателями заболеваемости, смертности, выявляемости болезней, – который позволяет планировать развитие национального здравоохранения на 10 лет вперед и далее, точно прогнозируя потребность в медицинской помощи и в объемах ее финансирования. В Европе и США именно исходя из этого создание национальных канцер-регистров поддерживается государством. Как ни удивительно, в советское время и даже до какого-то момента в постсоветское, учет и контроль пациентов с онкологией существовал и у нас в стране: при выявлении больного с патологией на него заполнялась карточка, которая почтой отправлялась в онкодиспансер по месту жительства, и там все данные обрабатывались. Сейчас система практически не работает, достоверной медицинской статистики по раку нет. А без этого 5 триллионов рублей, которые государство обещает выделить на онкологию, могут быть потрачены не совсем логично. Управленцы здравоохранения на любом уровне не обладают достоверной информацией о том, сколько у нас онкологических больных, ни с какими диагнозами, ни какое лечение они получают, а какое – недополучают. Для полной картины нужен единый национальный регистр онкологических пациентов (и постепенно работа уже ведётся – информационно-аналитический центр Комитета здравоохранения нашего региона как раз начал запрашивать информацию у всех учреждений), а также – специфические, по узким направлениям, создание которых является задачей профильных ассоциаций.