Как хранить и передавать данные

Время чтения: 3 мин.

Разработки МИС велись в нашем центре с перового дня его основания — с 1991 года. Как и все системы конца 90-ых годов, они отвечали первоначально на вопросы учета пациентов, оказанных услуг, движения коечного фонда и ведения простых врачебных записей.
В этом мы были не одиноки — к тому времени в Петербурге больших успехов в создании учетных систем для лечебных учреждений достигли, например, больница РАН и институт скорой помощи им. Джанелидзе.
Но мы, пожалуй, были первыми, кто захотел создать не просто учетную систему, а полноценную электронную медицинскую карту. В МИС предполагалось хранить также результаты обследований, выполненных на цифровом диагностическом оборудовании. Мы всегда вели и сейчас ведем научные исследования, для аккумуляции их результатов также была необходима единая база данных.

Оценили свои возможности, признали, что создать комплексную МИС силами только своих программистов не сможем. В 1999 году был сделан выбор в пользу австралийской МИС MedTrak. Два года ушло у нас на локализацию системы, ее адаптацию к нашим процессами и внедрение. В 2010 году мы совершили  «акт импотрозамещения» и перешли на работу на отечественной МИС qMS.

Практически все стороны жизни клиники, кроме бухгалтерского учета, сосредоточены на сегодняшний день в МИС: ведение медицинских записей, хранение результатов дополнительных методов исследований, управление материальными запасами, перемещение медикаментов и расходных материалов между местами хранения и использования, заготовки, хранение и переливание компонентов крови, медицинская экономика, формирование отчетности и анализ эффективности деятельности лечебных отделений. Информационная система объединяет два стационара и поликлинику нашего центра и обеспечивает обмен данными в режиме реального времени.

Как информатизация отразилась на оперативном управлении учреждением? Вот несколько примеров. Одними из первых мы внедрили лабораторную систему, интегрированную с электронной медицинской картой. Если до запуска МИС процесс назначения исследования, забор крови и получение результата занимал двое суток, то теперь врачи стали получают результаты из лаборатории в тот же день в электронном виде. Поскольку исследования за время госпитализации выполняются минимум дважды, то мы стали экономить двое суток и сократили время пребывания пациента в стационаре и повысили оборот коек.
Другой пример — все результаты исследований лучевой диагностики (на рентгеновском аппарате, КТ, МРТ) традиционно выводятся на пленке.
Эту пленку нужно где-то хранить, учитывать, при необходимости — перемещать между отделениями, переносить в операционный блок на время операции и возвращать
обратно. При повторном обращении пациента в клинику не всегда удавалось найти нужное изображение в архиве. С переходом на цифру, мы практически перестали распечатывать снимки, только по запросу пациента. В 20 раз сократили использование пленки, решена проблема хранения. Но самое главное – результаты исследований методами визуальной диагностики в динамике в любое время, в любой день недели, даже в выходные.

Еще один шаг — объединение всех ЭКГ аппаратов в единую кардиологическую сеть -позволил решить несколько важных вопросов. Первое — мы перестали терять ЭКГ, они находятся на сервере. Мы перестали использовать дорогую термобумагу
для их распечатки. ЭКГ в электронном виде попадает на сервер и врачи отделения функциональной диагностики тут же их расшифровывают и формируют
заключение. Поскольку все аппараты объедены в сеть, то мы снимаем ЭКГ в том месте, где находится пациент, описываем силами того специалиста, который нам доступен – вне зависимости от того, где он находится территориально. А просмотреть можем в любом кабинете любого нашего подразделения.

Система открыта для обмена информацией — медицинскими записями и изображениями в обоих направлениях, так как поддерживает специализированные для МИС языки передачи данных HL7 и DICOM. Но, к сожалению у нас нет практики взаимного передачи данных в цифровом виде между лечебными учреждениями разного уровня и разных ведомств. Межведомственная разобщенность — серьезный барьер на пути свободного обмена медицинскими данными.

Об авторе:

Михаил Бахтин – к.м.н., помощник директора по медицинским информационным технологиям ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова. С 1999 года возглавил проект по внедрению в клинике медицинской информационной системы.

Поделиться