Как ускорить восстановление после хирургии?

Время чтения: 4 мин.

В Новой Англии, США, в больнице Святой Марии, принадлежащей крупной медицинской сети Тринити Хелс, проходит «обкатку» инновационная программа ускоренного восстановления после операции. Ее цель –  ускорить выздоровление пациентов, сократить употребление опиоидов и снизить расходы медицинского учреждения. О новой тактике и ее результатах изданию рассказал автор программы д-р Филип Корво, возглавляющий в госпитале отделение экстренной хирургии.

Как вы впервые узнали о протоколах ускоренного восстановления после операции?

С идеологией ускоренного восстановления хирургических пациентов впервые столкнулся на моем предыдущем месте работы в Стэмфордской больнице. Там руководитель анестезиологической службы д-р Тереза ​​Боулинг начала применять местную региональную блокаду, которую обычно используют для ортопедических пациентов, во время операций на брюшной полости. Мы смогли успешно снизить уровень боли и объем применение наркотических средств у многих пациентов отделения общей хирургии. Затем об этой технологии услышал на конференции по качеству и безопасности Американского Колледжа Хирургов. Как заведующий отделением хирургии, всегда стремился повысить безопасность и удовлетворенность пациентов, и понимал, что для этого необходимо использовать творческий подход.

Какие конкретно задачи стояли перед вами?

Повысить безопасность пациентов за счет снижения уровня распространения инфекционных заболеваний  и потребления опиоидов и одновременно – улучшить финансовые результаты медицинского учреждения, сократив продолжительность пребывания пациентов в больнице.

Ваша программа потребовала каких-то первоначальных вложений? Столкнулись с какими-либо препятствиями?

Дополнительных затрат на запуск программы не было. Однако нужно было купить альтернативные опиоидные препараты, которые мы раньше не использовали, и это стало своего рода испытанием для нашей фармацевтической службы. Большинство больниц по-прежнему функционируют в замкнутых пространствах, и нашей фармацевтической службе нужно было научиться видеть более широкую картину, выходящую за пределы ее бюджетных ограничений. Мы смогли преодолеть это препятствие.

Если говорить о затратах: когда количество пациентов возросло, нам пришлось приобрести больше ультразвуковых аппаратов для процедур блокады.

Какие хирургические специальности участвуют в программе? Кто в них вовлечен?

В настоящее время у нас есть подпрограммы для колоректального, нейроспинального, бариатрического и акушерского/гинекологического направления. Программы ускоренного восстановления после хирургии на самом деле являются «междисциплинарными»: в них вовлечены врачи, медсестры, ассистенты, фармацевты, администрация. И мы не должны забывать, что самая важная сторона здесь – это пациент. Их участие, начиная с предоперационной фазы, имеет первостепенное значение, также как и их понимание процесса. Например, если протокол требует в ночь перед операцией подъема пациента с постели или удаление катетера Фолея, он должен подчиняться этим требованиям, даже если очень хочется спать.

Каких результатов вы добились и сколько времени на это понадобилось?

Мы увидели положительные результаты уже с самым первым пациентом. Мы сократили продолжительность пребывания в больнице в среднем с типичных при перечисленных операциях шести дней до двух практически без применения наркотических средств.  Сейчас некоторые пациенты возвращаются домой уже на следующий день после колоректальной операции, совсем не принимая наркотические средства (если не считать анестезию во время самого вмешательства). В частности, при правильно выполненных предоперационных процедурах блокады поперечного пространства живота под ультразвуковым контролем и с использованием бупивакаина длительного действия и набора неопиоидных препаратов, которые даются круглосуточно, а не по мере необходимости, большинство пациентов получают на две трети меньше наркотических средств, чем это было ранее. А многие возвращаются домой, не приняв ни одного наркотического средства за все время пребывания в больнице.

Также отмечаем резкое снижение уровня заболеваемости колоректальной инфекцией – до 2% за двухлетний период.

Как бы вы оценили окупаемость своей программы?

По подсчетам центров программ «Медикэр» и «Медикэйд», инфекция в области хирургического вмешательства в среднем обходится больнице в 28 000 долларов. В финансовом отчете аналитического агентства «Бекер» говорится, что стоимость пребывание в больнице в среднем составляет 2400 долларов в день. С начала действия нашей программы в 2015 году, по моим оценкам, мы сэкономили более 2 миллионов долларов. И что возможно не менее важно, удовлетворенность пациентов определенно возросла.

Какую роль играет ультразвук в протоколах ускоренного восстановления после хирургии?

Предоперационные блокады поперечного пространства живота, правильно выполненные анестезиологами под контролем УЗ, являются основным компонентом наших протоколов, направленных на снижение потребления опиоидных средств. Когда блокады делаются  хирургами во время операции, их эффект существенно ниже, потому что нервная система и мозг успевают почувствовать боль.

Что бы вы посоветовали больницам, желающим реализовать программу ускоренного восстановления после хирургии? С чем они могут столкнуться?

Для реализации этой программы требуется по-настоящему междисциплинарная команда, четко ориентирующаяся на результат и обладающая высокой адаптивностью и быстротой реакции на меняющуюся ситуацию.

Не менее важно единство и согласованность на всех уровнях клиники, включая административную поддержку. Нам очень повезло, что у нас есть администрация, которая живет и дышит своим делом и всегда верит в него. В то же время мы являемся медицинским учреждением среднего размера с тесно выстроенным взаимодействием, это позволяет нам быть гибкими, как умеют только небольшие клиники, и одновременно – обслуживать пациентов на уровне более крупных объектов. Впрочем, при правильном мышлении и при наличии хорошей команды как крупные, так и маленькие организации могут легко создавать эффективные протоколы.

Можете поделиться какими-нибудь историями успешного лечения пациентов?

Одна из самых запоминающихся историй случилась с молодой женщиной, у которой в семейном анамнезе был рак толстой кишки. Обнаружив кровь в стуле, она узнала, что болезнь коснулась и ее. Другие члены ее семьи успешно лечили свои злокачественные опухоли, поэтому она не слишком беспокоилась о себе. Зато волновалась о своем муже, у которого ранее была наркотическая зависимость. Женщина узнала о нашем протоколе минимизации использования опиоидов через интернет и решила сделать операцию в Сент-Мэри. В общей сложности она провела в больнице около 48 часов, и на следующих выходных уже отправилась на пикник.

Другой пациенткой была молодая девушка, которая поступила к нам с острым аппендицитом в день окончания средней школы. Она была очень расстроена из-за того, что пропустит торжественную церемонию вручения дипломов, и даже собиралась убежать из больницы. Несмотря на то, что это была «всего лишь» лапароскопическая аппендэктомия, мы решили ввести ей настолько много активных веществ для ускоренного восстановления после хирургии, насколько это было практически допустимо. В результате она смогла присутствовать на своей церемонии примерно через 4 часа после операции.

Оригинал новости можно прочитать здесь

Поделиться