Менторы для хирургов

Время чтения: 4 мин.

Сегодня в отечественной системе медицинского образования преобладает «пассивный» вариант обучения хирургов: человек смотрит, как оперируют другие, и изредка ему разрешают что-то повторить самому. В итоге, закончив ординатуру и получив сертификат, 90% выпускников не готовы к самостоятельной работе.

По мнению основателя Cancer Fund петербургского онколога Андрея Павленко, руководителя онкологического центра Клиники высоких медицинских технологий имени Н.И. Пирогова, и его коллеги и друга Ильи Черниковского, заведующего отделением онкоколопроктологии московской больницы №62 и члена совета Cancer Fund, к сожалению, далеко не всегда современных российских хирургов-онкологов можно назвать высокими профессионалами. И это не вина их, а скорее, беда, предопределенная особенностями действующей системы подготовки хирургов.

Друзья давно решили, что эту систему необходимо ломать и думали о принципиально иной программе подготовки. А когда Андрей Павленко год назад узнал, что сам болен раком, идея окончательно оформилась в проект, ставший главным в Cancer Fund, созданном Павленко и Черниковским. По сути, хирург Павленко, став медийным лицом после открытия своего блога, где он описывает ежедневную борьбу с недугом, решил: появился реальный шанс, что коллеги его услышат и смогут консолидироваться под программу обучения хирургической онкологии нового образца.

Обучение «вприглядку»

По словам Андрея Павленко, в стране, конечно, существует проблема с оснащением дорогостоящим оборудованием, не хватает лучевых ускорителей и только-только появляются центры протонной терапии, но «инструментальный голод» преодолеть гораздо проще, нежели кадровый: оборудование можно купить, а высокого профессионала – навряд ли. «И часто получается, что люди, которые не умеют работать на высокотехнологичном оборудовании, фактически сводят к нулю всю стоимость дорогого аппарата», – уверен хирург Павленко, считая главным проектом своего фонда именно «Школу практической онкологии», а главной задачей проекта – привнести в медицинское образование в России новую ментальность.

«Сейчас, когда молодые хирурги проходят обучение в ординатуре (собственно, когда они и должны стать реальными хирургами), им очень мало удается что-то сделать самостоятельно, они могут лишь наблюдать за работой других, и начинают получать практические навыки, по сути, уже на отделении, – говорит Павленко. – А в каждой клинике, в отсутствии единых подходов и при разном оснащении, тактика лечения пациентов может быть совершенно разной. К тому же заниматься обучением «новеньких» у практических хирургов нет ни желания, ни времени. Конечно, всегда есть «штучные» ребята, кто изначально ставил перед собой цель стать профессионалами. С ними можно работать, но их очень мало».

Илья Черниковский, соавтор проекта, уверен, что сложившееся в российских клиниках обучение хирурга «на рабочем месте» нельзя считать качественным: «Прежде всего, обучающий молодых практически не получает за это денег: та же зарплата преподавателя хирургической кафедры настолько смешная, что за серьезную работу обучение никто не считает.  В США, например, хирург, который занимается обучением резидентов, получает фактически еще одну зарплату и в итоге, вкладывает много сил и ответственности в подготовку молодых врачей. У нас же это считается некой побочной историей, «общественной нагрузкой», которая идет как-то там сама по себе, ведь у лечащего врача нет ни одного часа свободного времени».

Второй причиной низкого уровня подготовки хирургов онкопроктолог Черниковский называет отсутствие полноценной программы. «Если даже в советские времена была некая программа обучения хирурга практическим навыкам (скажем, ту же аппендэктомию каждый должен был выполнить определенное количество раз), то сейчас ничего такого нет, и никто с молодого хирурга ничего особо не спрашивает. Он после ординатуры приходит в клинику, и большую часть операций выполняет впервые в жизни! Чтобы эту ситуацию изменить, мы и придумали наш проект».

И Андрей Павленко, и Илья Черниковский всегда уделяли обучению молодых врачей-онкологов много времени, они постоянно проводили и проводят в разных клиниках страны мастер-классы по колопроктологии. Так что проект «Школы» появился отнюдь не случайно: по их твердому убеждению, молодые хирурги в России развиваются не благодаря системе обучения, а во многом вопреки ей̆, и поэтому российскому медицинскому образованию остро необходима система так называемого менторства.

Программа нового образца

Если описывать цель проекта громкими словами, то она будет звучать так: создать новое медицинское сообщество, которое станет питательной средой для специалистов и будет аккумулировать, а затем транслировать вовне свои знания и навыки. А если говорить проще: два друга-онколога, один из которых сам заболел раком и теперь имеет возможность наблюдать за медициной «изнутри», решили сломать систему, которую считают неправильной, встроив в нее свой проект, качественно меняющий существующую ситуацию.

«Сейчас в системе российского здравоохранения нет некой аккредитационной программы, которая позволяла бы оценивать компетенцию врача на местах. Мы не знаем, кто к нам пришел работать, и что он реально умеет делать (или не умеет), мы видим уже за операционным столом. Пациенты прекрасно знают лидеров и стараются на лечение попасть к ним, но не могут же все лечиться только в той больнице, которая на слуху. Наша задача сделать так, чтобы даже в самом отдаленном уголке России, в обычном онкодиспансере, придя на прием к обычному доктору больной, получал полноценное лечение», – считает Андрей Павленко. А Илья Черниковский добавляет: «Мы будем обучать как раз хирургов после ординатуры. У них есть официальное право работать в качестве врача, и они смогут пройти в нашем проекте годичную или двухгодичную программу, в ходе которой ментор обучит их тем видам вмешательств, которые необходимо выполнять на хорошем уровне. И у одного ментора будет один, максимум два студента в год».

Подобная идея для России необычна: обучение будет проходить в мультидисциплинарной команде – в симуляционных центрах и у операционного стола, но молодой врач сначала будет выполнять манипуляции под руководством ментора, а потом на определенных этапах ему доверят самостоятельную работу. Повышение квалификации будет проходить этап за этапом, пока он не сможет провести всю операцию целиком.

Известно, что для качественного освоения стандартной хирургической операции нужно выполнить под контролем ментора от 20 до 50 процедур, после чего так называемая кривая обучения выходит на определенное плато, когда человек совершенствуется в мелочах, выполняя операцию в целом на должном уровне. При этом врач постоянно будет получать и дополнительную теоретическую подготовку: медицина сегодня меняется со скоростью звука.

По плану Андрея Павленко, ментор проекта будет получать за свою работу со студентом не менее ста тысяч рублей в месяц, а студент – стипендию около пятидесяти тысяч рублей. Преподаватель должен относиться к менторству с полной серьезностью, а обучающийся – не думать о куске хлеба и только учиться.

Ежеквартально будет проходить аудит – специально принятый в проект эксперт сможет оценить результаты обучения: сегодня почти все хирургические вмешательства стандартизованы.

«Как и чему обучать, нам понятно, – говорит Илья Черниковский. – Просто для этого нужно потратить свое время: за год- два можно подготовить высококлассного специалиста, который сможет вернуться в свой родной город, в свое лечебное учреждение и поднять общий уровень хирургической помощи на месте».

В начале 2019 года на сайте фонда (https://cancerfund.ru/) был объявлен сбор средств: для старта программы необходимы 9 млн рублей. Как только на счете соберется необходимая на первый год обучения сумма, будет объявлен конкурс. Его условия: ординатор не должен нигде работать, иметь желание овладеть мастерством хирурга, владеть хорошими базовыми знаниями и английским языком. До сентября авторы проекта проведут конкурсный отбор студентов для пилотного запуска программы,  и  начнется подготовка трех-четырех хирургов «нового образца».

Клиники в программу также будут отбираться по конкурсу: главный принцип отбора – количество хирургических операций, выполняемых ежегодно. Стартует проект в больницах, где работают Павленко и Черниковский.

Ольга Островская

Поделиться