Телемедицина: на пороге бурного роста
Мария Коваценко
Вступивший в силу с 2018 года закон о телемедицине (№ 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения») не просто легализовал врачебные онлайн консультации, но и подстегнул развитие нового сегмента информационных технологий. На стыке медицины и ИТ появились компании, которые помогают клиникам и пациентам быстро находить друг друга. Агрегаторы медицинских услуг и облачные сервисы привлекают все больше специалистов и внедряют новые опции. Бурный рост рынка пока сдерживают только законодательные барьеры.
Рынок с потенциалом
По прогнозам специалистов ООО «ММТ», объем российского рынка телемедицины в 2018 года может составить около 3 млрд рублей в год, по сравнению с 1 млрд рублей в 2017 году. В компании «Мобильный доктор» подсчитали, что не менее 20% очных визитов к врачу можно заменить телемедицинской консультацией.
Для сравнения, по информации PwC, объем мирового рынка телемедицины к 2021 году может составить $41,2 млрд. Сейчас он оценивается в $26,5 млрд. В 2017 году примерно треть от общего числа медицинских консультаций в США была проведена дистанционно.
Как выяснили аналитики Ernst & Young, еще до принятия закона о телемедицине, многие российские компании инвестировали в развитие этой сферы. «Развиваются онлай-сервисы по вызову врачей на дом, сервисы платных онлайн-консультаций пациентам, – констатировали аналитики в Исследовании рынка коммерческой медицины в России в 2016-первой половине 2017 года. – Запускаются амбициозные проекты по созданию полностью цифровой клиники, которые подразумевают внедрение таких технических решений, как телемониторинг хронических заболеваний, автоматическая маршрутизация для врачей, система поддержки принятия решений врачами, автоматизированный контроль качества, мобильное рабочее место для врачей, единая электронная медицинская карта».
Более половины опрошенных Ernst & Young клиник в начале 2017 года собирались внедрять телемедицинские сервисы. Еще 15% рассматривали телемедицину в качестве маркетингового хода, в том числе для привлечения новых пациентов. Все эти клиники и стали потенциальной клиентской базой для медицинских агрегаторов и провайдеров.
Агрегаторы наступают
Агрегаторы медуслуг дают клиникам техническую возможность вести телемедицинские консультации и находить пациентов. К таким компаниям можно отнести, например, «Здоровье Mail.ru», DocDoc, «Медкомпас» и другие. Эти сервисы продают информационные услуги и не нуждаются в медицинской лицензии. Другой тип агрегаторов – ИТ-платформы для телемедицинских консультаций. Такие компании работают на рынке b2b непосредственно с клиниками. В России по такому принципу действуют компании OnDoc, «Мобильные Медицинские Технологии» и iBolit.
Участники рынка начали вырабатывать собственный «джентельменский набор» сервисов, позволяющий им эффективно конкурировать друг с другом. Это в первую очередь широкий выбор специалистов, доступных для онлайн и офлайн консультаций, административная панель клиники и личный кабинет пациента, цифровая медкарта, а также онлайн-заказ анализов.
«Агрегаторы заинтересованы в сотрудничестве с лабораторными сетями, и будут в итоге с ними интегрированы, – рассказал в рамках Петербургского медицинского форума генеральный директор Telemed Help Владимир Гераскин. – Например, в нашем приложении врач может не просто назначить анализы, но выбрать их из списка с указанной ценой. Внутри приложения пациент может оплатить исследования и выбрать ближайшую точку, где будет сдан анализ. Результат поступает в приложение в формате XML-файла, что дает возможность наблюдать за динамикой показателей».
Для того чтобы контролировать качество телемедицинских консультаций и собирать анамнез, некоторые сервисы используют искусственный интеллект. В ММТ считают, что с увеличением потока обращений первичный предварительный опрос пациента и сбор данных оптимизирует работу врача.
Кроме того, рынок ждет, что в будущем государство разрешит заказывать лекарства через интернет, и эту услугу также будут предоставлять агрегаторы. «Мы готовимся к тому, что бронирование и доставка будет законодательно разрешена в ближайшие годы. Врач сможет назначать лекарства и выписывать рецепты с помощью цифровой подписи, пациент сможет выбирать их в ближайшей аптеке», – пояснил Владимир Гераскин. Впрочем, эксперт отмечает, что для внедрения электронной подписи в сферу медуслуг государству придется ежегодно выделять из бюджета 1500 рублей на каждого врача – внушительная сумма, которая ляжет тяжелым бременем на бюджет.
Экономия плюс доступность
Разработчики ИТ-решений в сфере телемедицины уверяют, что работа с агрегаторами позволяет клиникам экономить и в целом облегчает работу с пациентами. В Ondoc подсчитали, что на очное обслуживание каждого пациента, совершающего около 4 визитов в клинику, в среднем за год медицинские центры тратят 800-1200 рублей – эти цифры складываются из зарплаты администратора, затрат на телефонию, смс-рассылку и рекламу медицинских услуг. По оценкам компании, за первый год работы с агрегатором клиника может сэкономить на обслуживании около 2,5 млн рублей, а со второго года экономия будет составлять около 6,5 млн рублей.
По словам основателя и генерального директора OnDoc Александра Константинова, автоматизация записи на прием снижает нагрузку на администраторов клиники до 30%. А общий доход клиники от пациентов, которые подключены к приложению, выше на 15-20% по сравнению с теми пациентами, которые не используют личный кабинет. «Этот эффект достигается за счет того, что пациент продолжает лечение в одном медицинском учреждении, а клиника через личный кабинет может давать направления на повторные визиты или контрольные тесты», – поясняет Александр Константинов.
Еще один инструмент, помогающим коммерческим медицинским компаниям больше зарабатывать с помощью агрегаторов, – сертификаты на фиксированное число консультаций. По данным OnDoc, в мире активно используются всего 5-7% от реально купленных серитификатов, остальные применяются либо разово, либо не используются
По словам Владимира Гераскина, благодаря агрегаторам, потребители медицинских услуг получают доступ к огромной базе специалистов, могут быстро брать консультации и записываться к любым врачам, включая экспертов из ведущих клиник.
«Использование потенциала федеральных медцентров – очень востребованная услуга для регионов», – констатирует директор медицинского департамента ООО «ММТ» («Педиатр 24/7», «Онлайн Доктор») Оганес Саруханян. По его словам, география обращений в сервисы ММТ такова: 20% приходится на Москву, Московскую область и Петербург. Остальные обращения поступают от региональных пациентов.
Онлайн-консультации, по мнению экспертов, выгодны для потребителей. По словам Александра Константинова, разница в стоимости онлайн и очной консультации составляет около 20%, что некритично для клиники, но существенно для пациента.
Наконец, как отмечает Владимир Гераскин, предварительная онлайн-беседа с врачом повышает эффективность последующих очных консультаций. «По закону пациент не может получить диагноз и назначение удаленно, но он может показать анализы, рассказать жалобы и получить от врача ответ, что нужно подготовить перед очным визитом, какие сдать анализы. То есть эффективность очного приема возрастает. Пациент экономит время на первичный визит, в результате которого врач просто назначит обследование», – добавляет Владимир Гераскин.
Сквозь тернии – к цифре
Бурное развитие рынка телемедицинских услуг пока упирается в несовершенное законодательство. Участники рынка сетуют на то, что в России нет общепринятых протоколов для телемедицинских консультаций, без которых невозможно оценивать их качество и эффективность. Как отмечает Оганес Саруханян, без общих правил работа в области телемедицины может приводить к «нежелательным последствиям». «Мы активно принимаем участие в разработке, и в ближайшее время будем предлагать Минздраву готовые протоколы», – отмечает эксперт.
Участники рынка прогнозируют, что спрос на ИТ-сервисы со стороны россиян будет расти. Специалисты Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ отмечают, что современные пациенты открыты для новых форматов общения с врачами. По данным опросов, проведенных экспертами института, 72% россиян в возрасте 18-44 лет готовы взаимодействовать с медработниками удаленно. При этом 58% докторов готовы оказывать услуги в режиме онлайн, а 38% врачей уже применяют электронную почту, чтобы поддерживать контакт с пациентами-хрониками. Как заявила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, результаты исследования оказались даже оптимистичнее, чем в аналогичных опросах за рубежом. Они свидетельствуют о том, что российские пациенты и врачи готовы к электронному взаимодействию.
На стороне ИТ-площадок еще один тренд: аналитики Ernst & Young отмечают, что почти половина коммерческих клиник в России с 2016 года указывают на снижение платежеспособного спроса. Пациенты стараются экономить и оптимизировать затраты на медицинские услуги, но при этом не хотят, чтобы качество медпомощи снижалось. «На фоне всеобщей информатизации повышаются требования потребителей к скорости принятия решений и доступности информации», — говорится в исследовании Ernst & Young.
Таким образом, по прогнозам экспертов, рост рынка телемедицинских услуг и, как следствие, дальнейшее развитие агрегаторов будет происходить даже без законодательных инноваций.