Пол Фриш – о сотрудничестве биомедицинских инженеров и ИТ отделов клиник
Работая на кафедре медицинской физики и занимая должность руководителя биомедицинской инженерии в онкологическом центре Memorial Sloan Kettering Cancer Center (MSK), Пол Фриш хорошо осведомлен о проблемах, с которыми сталкиваются сегодня биомедицинские инженеры.
Мы встретились с г-ном Фришем, чтобы узнать его мнение по некоторым вопросам, важным для отрасли и которые заняли центральное место на конференции Ассоциации содействия развитию медицинской техники (Association for the Advancement of Medical Instrumentation – AAMI) в этом году.
Ваша кафедра все больше интегрируется с ИТ отделом больницы? Если да, то как это происходит?
За последнее десятилетие роль биомедицинской инженерии в медицинских учреждениях значительно выросла. Традиционная роль клинической инженерии, которая в основном состояла в обслуживании, профилактике оборудования и в обеспечении соблюдения нормативных требований, существенно изменилась. Мы больше не работаем с автономными устройствами. Медицинские устройства сегодня стали сетевыми, часто беспроводными. Они интегрируются друг с другом и с другими устройствами, такими, как планшеты, сотовые телефоны и сканеры. Для медицинских учреждений становится все более важным создавать рабочие синергические связи между отделами биомедицины, ИТ, информационных систем и офисом. Клиническая инженерия стала частью биомедицинской инженерии в современных больницах. В зависимости от учреждения, биомедицинская инженерия может включать в себя исследование новых и развивающихся технологий, разработку медицинских устройств, интеграцию устройств и приложений, механическое проектирование, изготовление и 3D-печать, управление электромагнитной средой медицинского учреждения и кибер-безопасность. Все эти роли требуют тесного сотрудничества с ИТ отделом.
Биомедицинский, инженерный и ИТ отделы в MSK крепко связаны в своей деятельности. Что касается обслуживания, запросы на него проходят через ИТ службу поддержки центра, где они распределяются между сотрудниками отделов ИТ и биомедицины. Биомедицинская инженерия является ключевой стороной и участником организационного планирования работы ИТ отдела и заседаний комитетов. Например, в существующий комитет по сотрудничеству входят представители отделов биомедицинской инженерии, ИТ и клинический персонал, которые совместно анализируют все проекты и запланированные расширения; изыскивают и направляют для их реализации необходимые ресурсы, финансы и технические средства.
Как вам кажется, ваш отдел недоукомплектован сотрудниками или, возможно, работает с предельной нагрузкой?
В MSK, как и в большинстве других больниц, наблюдается быстрый рост числа пациентов, что стимулирует расширение медицинского центра и развитие новых технологий для клинического применения. Еще больше усложняет кадровые вопросы та роль, которую сегодня играет биомедицинский отдел. Поскольку многие из этих новых задач требуют многодисциплинарных навыков, отличных от традиционных методов клинической инженерии, становится все труднее находить идеальных кандидатов. В большинстве больниц свободное место на вес золота, а диагностика, лечение и уход за пациентами часто в приоритете. Поэтому необходимо увязать растущие потребности в персонале с имеющимся пространством.
У вас есть возможность получать необходимую подготовку, программные коды и руководства пользователя от производителей оборудования?
Большинство производителей предоставляют руководства пользователя на конкретное оборудование при его покупке, а обучение обычно оплачивается отдельно. Из-за этого могут возникнуть проблемы при планировании затрат. Бюджеты, включающие обучение и расходы на командировки, должны составляться на этапах планирования замены оборудования. После инсталляции новых установок вряд ли будет выделено достаточное количество денежных средств на обучение и командировки.
Новые правила нацелены на обеспечение компетенции персонала, то есть, сотрудники обучаются производителем по конкретным системным аппаратным средствам и приложениям. MSK внедряет программы «обучения инструктора», чтобы новые сотрудники проходили подготовку внутри учреждения и чтобы обеспечить определенный уровень основных умений и компетенции.
Насколько глубоко вы вовлечены в процесс приобретения основного оборудования?
Это область, которая вызывает все большую озабоченность. Регулирующие органы считают, что важно, чтобы организации биомедицинской инженерии были частью процесса закупок основного оборудования для медицинских устройств и клинических применений. MSK в настоящее время создает процедуру, нацеленную на то, чтобы биомедицинские инженеры были более глубоко вовлечены в анализ и принятие решений о закупках оборудования. Это поможет стимулировать стандартизацию, лучше координировать обслуживание, а также применять передовые знания и определять требования к необходимому пространству, к укомплектованию персоналом, к образованию сотрудников и к обучению работы на оборудовании.
Какую роль вы играете в обеспечении кибер-безопасности в больнице?
Как я уже говорил, обеспечение кибер-безопасности является одной из задач биомедицинской инженерии, приобретающих все большее значение. Медицинские устройства все чаще объединяются и интегрируются в архитектуру больничной сети. Нарушение безопасности на одном из них может потенциально распространяться дальше на приложения, охватывающие всю сеть. Многие медицинские устройства разработаны как открытые системы, специально предназначенные для обеспечения быстрого или непрерывного доступа и видимости. Ранние приложения нацелены на разработку детальных схем подключения устройств для идентификации точек доступа в отдельных аппаратах или в сети. Доступ может идти в обоих направлениях: от устройства в сеть и из сети в устройства. Исследование уже выявило способность изменять функциональность медицинских устройств через взлом кибер-безопасности, что потенциально подвергает пациентов риску. Биомедицинская инженерия также работает вместе с ИТ отделом над разработкой методов выявления проблем безопасности и реализацией плана восстановления медицинских устройств.
Вы довольны данными, которые создаете для управления активами?
Несколько лет назад биомедицинская инженерия запустила проект по созданию системы контроля за сроками эксплуатации активов, которая расширила бы наши возможности для оценки устройства на основе фактических данных. Их хранилище интегрируется с RTLS системой позиционирования активов центра и пассивными системами радиочастотной идентификации RFID, позволяя получать информацию о местоположении устройств для приложений, работающих с ними, с отчетами и с визуализацией. В ближайшем будущем системы закупок и управления финансами центра будут получать информацию о сроке эксплуатации устройств, что позволит лучше планировать замену оборудования. Этот проект изучает интеграцию инструментов извлечения данных для углубления и расширения пользовательских интерфейсов и возможностей поиска. Такой подход позволяет биомедицинской инженерии анализировать, генерировать и распространять информацию об активах среди различных пользователей, включая технических пользователей, пользователей клинической инженерии, административного персонала и руководства.
Вы довольны отношениями с производителями оборудования? Как их можно улучшить?
Отношения с производителями обычно хорошие. Я хотел бы отметить, что биомедицинская инженерия должна четко формулировать свои ожидания и состав поставляемой продукции. Производитель должен ясно понимать, как организована передача данных или контроль за профилактическим обслуживанием в учреждении, а также – вникнуть в процедуру получения информационных сообщений о сервисе, проводимом на месте.
Как вы считаете, нужно ли вводить новые правила, чтобы биомедицинская инженерия и стандарты ISO предоставляли услуги для пациентов на таком же уровне безопасности, как и у производителей?
Я считаю, что роль организаций биомедицинской инженерии в больницах состоит в том, чтобы определить стандарты и ожидания для обслуживания и поддержки. Все вспомогательные организации должны использовать политики и процедуры биомедицинской инженерии для определения стандартов текущего и профилактического обслуживания. Стандарты обслуживания должны меняться только на основе анализа фактического опыта конкретного учреждения в соответствии с рекомендацией биомедицинской инженерии.
Гус Иверсен