В эмоциональном выгорании врачей «виноваты» информационные технологии

Время чтения: 3 мин.

Проблема эмоционального выгорания врачей достигла масштабов бедствия. По данным Американской медицинской ассоциации, примерно 50 процентов специалистов уже столкнулись с кризисом на рабочем месте.

Еще более поразительно то, что 30 процентов практикующих врачей, по их словам, не выбрали бы медицинскую карьеру, если бы могли начать все заново. Настрой интернов не многим лучше: каждый четвертый уже сожалеет, что пошел работать в медицину, несмотря на высокую востребованность профессии на рынке труда.

Признание проблемы – это первый шаг к ее решению, и, к счастью, руководители клиник это понимают. Многие из них используют комплексный подход для улучшения самочувствия своих специалистов: внедряют службы поддержки врачей, применяют различные тактики для создания более тесных коммуникаций на работе, пользуются помощью медицинских сообществ и т.д. Дело не в альтруизме, а в повышении производительности сотрудников, в улучшении качества медицинской помощи пациентам и в общей жизнеспособности американской системы здравоохранения.

Одним из важнейших компонентов улучшения условий работы в клинике являются более дружественные к врачу информационные технологии (ИТ). Я, как практикующий врач, знаю, как ИТ могут повлиять на качество медицинской помощи, и должен сказать – в настоящее время они не способствуют его улучшению. Ежедневно на каждый час, который врач проводит в непосредственном общении с больными, он тратит два часа на выполнение административных задач и на ввод данных в систему медицинских электронных карт пациентов. В любой другой отрасли было бы недопустимым внедрение новых технологий, которые снижают производительность самого ценного в компании человеческого ресурса. Но в сфере здравоохранения нам удалось сделать именно это. У врачей, прикованных к своим компьютерам, остается мало времени на то, чему они в действительности обучались – на заботу о пациентах.

От клинической обузы к клинической ценности

Несмотря на благие намерения разработчиков новых технологий, современные медицинские ИТ стали настоящим бременем для врачей, которые ежедневно сталкиваются с бесчисленными предупреждениями, уведомлениями и демонстрацией неактуальной информации, мешающей им эффективно выполнять свою работу. Именно информационные технологии стали основной причиной сегодняшней эпидемии «выгорания» врачей.

Но ИТ не могут оставаться источником головной боли, они должны стать ценным ресурсом, помогающим врачам работать намного более оптимально и эффективно, предоставляя им больше оперативной информации о состоянии пациента. Например, я на протяжении 20 лет работы в больнице каждый свой день начинаю с утреннего осмотра пациентов, который зачастую затягивается на час и более. Я бы хотел иметь компьютерную систему, которая оптимизирует эту процедуру, выделяя критические изменения, произошедшие с пациентом за ночь, что помогло бы мне разумно расставлять приоритеты на день и выстраивать мою работу. Получив такую информацию от программы, я бы раньше начинал обход и тратил на него меньше времени.

Конечно, то, что необходимо мне, как врачу больницы, подходит не каждому медику. Но в программах отсутствует избирательность. В настоящее время все врачи, входя в систему электронных медицинских карт, видят одну и ту же информацию – независимо от их специализации, стадии болезни и истории пациента. Медицинские ИТ должны уметь дифференцировать данные, выбирая наиболее актуальные для специалиста сведения и демонстрируя их на самом первом экране.

По мнению врача, удобство и простота использования системы электронных медицинских карт означает легкий доступ и почти инстинктивную работу с информацией о пациенте. Предоставление данных о пациенте в форме, соответствующей мыслительному и рабочему процессу каждого специлиста, позволяющей ему оперативно работать с накопленной информацией, является ключом к началу преобразования  медицинских ИТ из клинической обузы в клинически ценный ресурс.

Путь вперед

Несмотря на все проблемы системы электронных медицинских карт, я полагаю, что в перспективе они помогут улучшить качество медицинской помощи и упростят рутинную работу врачей. По данным исследовательского агентства KLAS Research, «успешные медицинские организации отличаются наличием культуры, благодаря которой они делают все возможное для оптимизации использования своих систем электронных медицинских карт».

В идеальном мире у врачей должна остаться одна основополагающая система накопления информации о пациентах, а остальные приложения будут просто сосуществовали с ней. Интуитивно понятный дизайн с приложениями, направленными на оптимизацию рабочих процессов, позволит врачам выйти из-за мониторов и вернуться к постели больного. Новые достижения в области искусственного интеллекта, визуализации данных и современного дизайна интерфейса также предоставляют возможности для существенного повышения удобства использования и клинической ценности ИТ.

Если снижение «выгорания» врачей является первостепенной целью для организаций здравоохранения, они должны сделать так, чтобы голоса врачей были услышаны при принятии решений о том, что может улучшить условия их работы и качество оказываемой медицинской помощи. Врачи заслуживают того, чтобы с ними обращались также, как они обращаются со своими пациентами: с поддержкой и уважением. В плане ИТ поддержка и уважение принимают форму специализированных, ориентированных на рабочий процесс систем, которые предоставляют своевременную, необходимую врачам информацию, а не избыточное количество ненужных данных, в которых они утопают.

Технология должна быть продолжением врача – инструментом, который улучшает работу этих высококвалифицированных и знающих специалистов. Когда компьютер станет таким же незаменимым инструментом (и таким же простым в использовании), как стетоскоп, мы сможем констатировать, что перенесли здравоохранение в XXI век и сделали гигантский шаг к устранению серьезной проблемы, способствующей кризису выгорания врачей.

Об авторе: д-р Кристофер Майона работает главным медицинским сотрудником компании PatientKeeper Inc. – поставщика программных решений для оптимизации работы учреждений сферы здравоохранения.

Поделиться