Рак провоцируют не только генные мутации, но и «поломки» метаболизма

Время чтения: 2 мин.

Хотя рак является генетическим заболеванием, данный компонент — это лишь одна часть головоломки, и необходимо также учитывать факторы окружающей среды и метаболизма, говорит ведущий эксперт Университета Альберты, Канада, в своей статье, посвященной результатам исследования.

Почти все теории о причинах возникновения рака, появившиеся за последние несколько столетий, можно разделить на три большие группы, говорит Дэвид Уишарт, профессор кафедры биологических наук и информатики. Первая теория, утверждающая, что рак – это генетическое заболевание, фокусируется на геноме или наборе генетических инструкций, с которыми вы рождаетесь. Вторая говорит, что рак – это болезнь, вызванная окружающей средой, фокусируясь на экспосоме, который включает в себя все, чему подвергается ваше тело на протяжении всей вашей жизни. Третья, основывающаяся на том, что рак – это метаболическое заболевание, фокусируется на метаболоме – всех химических побочных продуктах процесса обмена веществ.

Геном, экспосом и метаболом работают вместе в цикле обратной связи по мере развития и распространения рака. Согласно данным исследования, наследственные виды рака составляют от 5 до 10 процентов всех случаев рака, сказал Уишарт. Остальные 90–95 % инициируются факторами экспосома, что, в свою очередь, вызывает генетические мутации. То есть, рак не  является неизбежным».

Метаболом имеет решающее значение для этого процесса, поскольку генетически мутировавшие раковые клетки поддерживаются специфичным для рака метаболомом. Метаболическая  теория до сих пор не была подробно исследована, но она вызывает интерес у большего числа ученых, которые начинают понимать роль этого механизма в развитии рака.

«Рак является генетическим заболеванием, но часто самой мутации недостаточно, — сказал Уишарт. По мере того, как рак развивается и распространяется в организме, он создает свою собственную среду и вводит определенные метаболиты. Он становится «самоподпитывающейся» болезнью. И именно в этом рак, являясь причиной нарушения обмена веществ, становится действительно важным», – утверждает автор статьи.

Теория мультиомики, в которой геном, экспосом и метаболом рассматриваются в единстве, когда речь идет о раке, открывает перспективы  для поиска новых методов лечение и преодоления ограничений, связанных с учетом только одного из этих факторов.

Например, объяснил Уишарт, исследователи, которые сосредотачиваются только на генетической теории, пытаются бороться исключительно с определенными мутациями. Проблема состоит в том, что существует около 1000 генов, которые могут стать раковыми при мутации, и обычно для развития рака в этих клетках требуется как минимум две разные мутации. «Это означает, что существует миллион потенциальных пар мутаций, и сужение круга возможностей при поиске новых методов лечения «становится безнадежным делом».

Но если рассматривать рак с метаболической точки зрения, существует всего четыре основных метаболических типа, сказал Уишарт. Вместо того, чтобы пытаться найти план лечения для одной конкретной комбинации мутаций среди миллиона, определение метаболического типа рака пациента может сразу же помочь врачам в выборе наилучшего лечения для их конкретного рака.

«На самом деле не имеет значения, где находится рак — это то, от чего вы должны избавиться. Важно то, что заставляет его развиваться и расти, — сказал Уишарт. – Главный вопрос – какое топливо питает этот двигатель?»

Уишарт отметил, что более глубокое понимание метаболома и его роли в цикле обратной связи рака также имеет решающее значение для предотвращения болезни. «Если мы поймем причины рака, тогда мы сможем начать выделять известные причины, проблемы с образом жизни, которые вызывают или увеличивают наш риск, — сказал он.- С точки зрения профилактики, изменение нашего метаболизма путем корректировки образа жизни будет иметь огромное значение для снижения заболеваемости раком».

Экспертное заключение по результатам исследования финансировалось Genome Canada, Канадскими институтами исследований в области здравоохранения и Канадским фондом инноваций.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Поделиться