Психологическая помощь онкопациенту — почему это так важно? Разговор с психологом МИБС

Время чтения: 3 мин.

Медицинская помощь больным онкологией получила большое развитие в последние десятилетия. Многие тяжелые болезни, ранее считавшиеся смертельными, сегодня поддаются лечению. Вместо отведенного года у пациентов есть 5, 10, 20 и более лет. И этот факт, положительный сам по себе, открывает ряд новых вопросов, в том числе неудобных. Как реагировать на болезнь? Как справиться с трудностями лечения? Как принять себя в новом теле? Как побороть страх рецидива? Как жить и строить планы в ремиссии? Всё это уже не область знаний онкологов и радиологов, а работа клинических психологов.

Комплексная психологическая помощь — неотъемлемый элемент лечения онкологических заболеваний, считают в МИБС. О том, как устроена психологическая помощь, рассказывает руководитель психологической службы МИБС Александр Лынов.

Расскажите, в каких случаях онкологическим пациентам может потребоваться психологическая помощь, и в чем её специфика?

Пациент, проходящий лечение онкологического заболевания, находится в кризисном состоянии. В результате болезни меняется привычный образ жизни человека, обостряются все переживания, повышается общий уровень тревожности, могут развиться депрессивные расстройства и состояние дистресса, когда количество стрессовых факторов превышает допустимое для психики человека, и справиться с ними самостоятельно становится очень трудно.

Кроме того, работа с людьми, только проходящими лечение, сильно отличается от работы с теми, кто находится в долгой ремиссии после онкодиагноза. Во время лечения, как бы ни старался персонал, у пациента укрепляются психологические защиты, часто эмоциональные ресурсы пациентов ограничены, и даже из самой комфортной больницы хочется побыстрее уйти. Это нормально. Но в этом я и вижу ценность нашей работы — помогать на столь сложном этапе.

А все ли пациенты нуждаются в психологической поддержке во время лечения?

Исходя из своей практики, могу поделиться следующими наблюдениями. Около 30% пациентов успешно справляются сами и даже могут поддерживать других. Треть пациентов нуждается в психологической поддержке от случая к случаю, а оставшимся требуется регулярное психологическое сопровождение.

Если обратиться к статистике стран, где психологическая помощь больным находится на более продвинутом уровне, там при возможности пациенты обращаются к помощи психологов ещё чаще, но при этом вышеупомянутый процент сохраняется.

К слову, насколько у нас в стране развита психологическая помощь больным онкологией?

Сложно дать оценку о качестве онкопсихологии по всей стране — получится средняя температура по больнице. Конечно, есть благотворительные фонды и другие организации, которые вносят свой вклад в этот процесс. Но централизованная помощь, наверное, пока только начинает развиваться.

Во всяком случае, бесплатная психологическая поддержка доступна далеко не в каждом медицинском учреждении, специализирующемся на лечении онкологии. Либо в штате недостаточное количество психологов на весь огромный поток пациентов, и к ним трудно попасть.

Мы в МИБС пошли другим путем. И руководство, и врачи прекрасно понимают, что психологическое состояние пациента во время лечения, да, пусть не главный, но тоже значимый фактор, который влияет как на процесс лечения, так и на последующую адаптацию пациента после выписки. Мы хотим показать, что выход есть, обращаться за помощью нормально, и наша психологическая служба всегда открыта для этого.

Психологическая помощь онкопациенту

Как устроена психологическая служба МИБС?

Сегодня она включает нескольких квалифицированных психологов, которые оказывают помощь пациентам центра протонной терапии МИБС и пациентам детского отделения онкологической клиники МИБС в Дибунах. Там, кстати, есть ещё свои отдельные специалисты для пациентов отделения нейрорадиохирургии. Помощь доступна как пациентам стационара, так и амбулаторным пациентам.

В рамках психологической службы МИБС мы работаем с взрослыми пациентами, с детьми и их родителями, а так же с сотрудниками. То есть, по сути, охватывает все возможные группы людей, которым нужна психологическая поддержка.

Какие задачи стоят перед онкопсихологами МИБС, когда речь идет о пациентах?

Их несколько. Опишу главные.

Во-первых, адаптация к лечению. Некоторые пациенты испытывают различные страхи, например, перед установкой порт-систем, прохождением МРТ или протонной терапии, и это может мешать процедурам. Например, одной из задач является переход лечащегося ребёнка к возможности протонной терапии без наркоза при соответствующих показаниях его врача. Также в нашу работу входит свести к минимуму возможные иррациональные опасения, снять тревожность и помочь с большим психологическим комфортом пройти лечение. Насколько это возможно, естественно.

Во-вторых, это повышение качества жизни в рамках лечения. Например, курс протонной терапии может длиться от недели до двух месяцев. Справляться в непривычной обстановке со своими эмоциями значительно сложнее, тем более на длительной дистанции. В МИБС создана максимально небольничная атмосфера, регулярно проводятся различные мероприятия, но и этого недостаточно, чтобы не скучать по «родным стенам» или просто не бояться будущего. И тут очень актуальна психологическая поддержка.

Психологическая помощь онкопациенту

Какие формы психологической помощи доступны пациентам МИБС?

У нас возможны два вида терапии: индивидуальная и групповая.

Что касается индивидуальной терапии, то все пациенты, поступающие в МИБС на лечение, проходят две обязательные встречи с психологами: при поступлении и при выписке. Встреча строится в форме клинического интервью с заполнением опросника. Между этими двумя встречами пациент свободно может посещать психолога по личному запросу.

Помимо этого у нас работают ежедневные группы, в которых пациент так же может участвовать: это арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и динамические группы, где пациент может напрямую озвучить проблемы, возникающие в процессе лечения.

Как специалисты психологической службы справляются с нагрузкой?

Безусловно, нагрузка значительная. Поэтому мы проводим регулярные клинические собрания и супервизии, а также рационально распределяем работу для профилактики выгорания. Это большая работа над собой, но она дает силы помогать другим.

Поделиться