От внезапной остановки сердца спасет дрон?

Время чтения: 3 мин.

По данным Американской Кардиологической Ассоциации, в 2018 году работниками скорой помощи вне стен медицинских учреждений был зафиксирован 141 случай нарушения сердечной деятельности на 100 000 человек. В целом по США от внезапной остановки сердца, по разным данным, умирают от 180 000 до 400 000 человек в год, причем многие – не в больницах и не дождавшись скорой помощи.

Как известно, восстановить самостоятельное кровообращение сердца возможно с помощью автоматического внешнего дефибриллятора (АВД). Но только в том случае, как показывают ведущиеся около полувека исследования, если человек получает разряд не более чем через три минуты после сбоя сердечного ритма и исчезновения пульса. Однако Американское Кардиологическое Общество утвердило восьмиминутный стандарт оказания экстренной помощи при внезапной остановке сердца (ВОС) – счет времени идет от поступления сигнала диспетчеру до доставки на место происшествия дефибриллятора. Но авторы нового исследования, недавно опубликованного в журнале Circulation, не согласны с официальным стандартом: они обнаружили, что сокращение установленного времени на одну минуту может спасти еще 23 жизни в год, на две минуты – 51 жизнь в год. Так зачем ограничиваться восемью минутами?

Традиционно у пациентов, нуждающихся в срочной дефибрилляции, были две возможности получить разряд с помощью АВД:

1) если рядом оказывался инициативный прохожий, умевший найти и активизировать устройство, размещенное в каком-нибудь общественном месте поблизости;

2) с помощью подоспевшей команды скорой помощи. При этом время прибытия медиков сильно зависит от того, где именно случилась внезапная остановка сердца – в городе или в труднодоступной сельской глуши.

Как показывает изучение вопроса на протяжении 17 лет, около 62 процентов всех ВОС случаются в общественных местах. Однако это не значит, что дефибриллятор всегда в доступе. Доступность АВД резко снижается во внерабочее время: вечером или в выходные дни она падает в среднем на 53.4 процента. В сельской местности проблема стоит еще более остро — из-за больших расстояний до диспетчерского пункта вкупе с меньшим количеством аппаратов, расположенных в общественных местах.

На помощь, как выяснилось, могут прийти дроны. Они уже использовались для доставки самого необходимого в экстренных случаях, например, после землетрясения в Гаити в 2010, урагана Сэнди в 2012 году и землетрясения в Непале в 2015 году, когда проезд по земле был небезопасен. После тех событий дроны применялись бесчисленное количество раз. Они являются безопасным и реальным альтернативным способом доставки препаратов крови, вакцин и диагностических тестов, особенно в местностях с разбитыми дорогами, районах эпидемий или местах с плохим медицинским обслуживанием. Если дроны смогут доставлять АВД быстрее традиционных команд скорой помощи, чтобы реанимировать умирающего человека, количество смертельных случаев от ВОС вне стен лечебного учреждения должно значительно снизиться. Так станут ли дроны будущими спасителями жизней?

Исследованием этого вопроса занялись сразу три группы ученых в разных странах.  Первое, проведенное в Швеции, показало, что дроны-доставщики АВД в 93 процентах случаев прибудут на место быстрее команд скорой помощи, если остановка сердца произошла в сельской местности. Летательные аппараты добирались в среднем на 19 минут раньше, чем скорые. Второе исследование, проведенное в Солт-Лейк-Сити, США, продемонстрировало, что использование уже существующей инфраструктуры АВД в дополнение к созданию новой службы доставки АВД дронами позволяет обеспечить 90.3 процентное покрытие территории с временем доставки в одну минуту. И, наконец, третья группа ученых из Торонто, Канада, оценивала работу сети АВД в разных районах страны. Здесь тоже дроны-доставщики АВД прибывали на место быстрее машин экстренной помощи в 94.6 процентах случаев, снижая время реагирования на 3 минуты.

Выводы во всех странах получились схожими: сеть дронов-доставщиков АВД имеет большой потенциал для снижения времени реагирования. Они способны спасать людей при остановке сердца не только в сельских районах, но и в местах многоэтажной застройки, в гористой местности и других «пятнах» с ограниченным доступом к АВД.

Теоретически дроны могут обеспечить 24/7 доступность АВД как в общественных местах, так и на частных территориях, и оказать поддержку как человеку с ВОС, так и прохожему, оказавшемуся рядом с жертвой сердечного приступа. Дроны могут быть оборудованы видео, голосовой связью и через динамик давать указания прохожему, как нужно оказывать доврачебную помощь, включая искусственное дыхание, до прибытия машины скорой помощи. Диспетчер также может оценить ситуационную безопасность как для пациента, так для и прохожего, чтобы защитить их от возможных негативных явлений.

Однако на практике не все так гладко. Так как исследователи использовали математические модели для симуляции доставки дронами, они не учитывали возможные неблагоприятные погодные условия, ошибку оператора или технические неисправности АВД устройств – все это может создавать очень реалистичные препятствия для выполнения поставленной задачи. Необходимо провести дополнительные исследования, которые будут учитывать вышеперечисленные факторы.

Применение АВД обывателями-неспециалистами также вызывает вопросы. Хотя АВД сопровождается четкими инструкциями, многие люди либо не знают, для чего нужны эти устройства и как ими пользоваться, либо испытывают чувство неуверенности, удерживающее их от применения прибора даже в случае крайней необходимости. И все же: наличие АВД, по крайней мере, даст шанс, что прибор будет правильно применен и человек с сердечным приступом — спасен.

Как показали опросы, прохожие, воспользовавшиеся для оказания первой помощи доставленными дронами АВД, чувствовали облегчение и удовлетворение от того, что смогли принести пользу. Внедрение сети доставки дронами в повседневную жизнь общества повысит доступность экстренной помощи и со временем сделает такой способ спасения (при помощи аппарата, спущенного с неба) привычным и обыденным.  Дроны-доставщики АВД могут стать еще одним звеном в системе выживания.

Автор:  Вивиан Нгуен, врач экстренной медицинской помощи в штате Колорадо, США.

Оригинал новости можно прочитать здесь

Поделиться