Каким должен быть мониторинг пациентов в XXI веке

Время чтения: 4 мин.

Авнер Халперин

Почему, несмотря на все технологические достижения, медицинские учреждения продолжают полагаться на выборочные проверки в ручном режиме?

В XXI веке мы с удивлением и восхищением наблюдаем, как современные технологии преобразуют здравоохранение и медицину.  С появлением суперинструментов, таких как хирургический робот Vinci Surgical, с внедрением новых методов визуализации и лечения, возможности, которые когда-то казались вымыслом научных фантастов, становятся нашей реальностью. И тем не менее, когда речь заходит о мониторинге пациентов – базовом, но критически важном факторе системы здравоохранения, – оказывается, что инновации в этой сфере не получают широкого применения. А ведь они несут с собой огромные возможности для совершенствования медицинской помощи.

На сегодняшний день персонал 75 процентов больниц и более 90 процентов реабилитационных учреждений США собирает данные о больных в ручном режиме. То есть, в XXI веке основные показатели состояния пациентов измеряются один раз в 4-6 часов. Ситуация одновременно грустная и ироничная: сегодня врачи получают меньше онлайн данных о своих болеющих подопечных, чем здоровые бегуны- марафонцы  – сведений о пульсе, дыхании, нагрузке при помощи смартфонов и портативных устройств.

Врачи и медсестры, не имея возможности получать информацию о пациентах в реальном времени и полагаясь только на ручные методы мониторинга, по сути, вынуждены действовать вслепую. Однако отрывочные сведения о состоянии больных не позволяют кардинально улучшить качество лечения, что остро необходимо лечебным учреждениям в сегодняшней высоко конкурентной индустрии здравоохранения.

Даже хорошо обученные медицинские специалисты с отличной интуицией все равно остаются людьми, и, к сожалению, иногда совершают ошибки, ведущие к печальным последствиям. Именно медицинские ошибки в последние годы занимают третью строчку в списке лидирующих причин смертности в США, они уносят более 250 тыс. жизней каждый год. Наглядный пример – печальная история Люиса Блэкмэна, одаренного пятнадцатилетнего ученика из Южной Каролины, чье будущее могло быть очень ярким. Люис прошел минимально инвазивную операцию по устранению дефекта в стенке грудной клетки. Но, из-за высокой дозы опиоидных средств и других обезболивающих лекарств вкупе с серией ошибок медперсонала, у него появились тяжелые язвы, которые привели к внутреннему кровоизлиянию, убившему его буквально через 30 часов после первичной процедуры. Подобные случаи встречаются не так уж редко.

Что дает непрерывный мониторинг

Чтобы обеспечить пациентов высококачественной медицинской помощью, мы должны максимально эффективно использовать умения, знания и навыки врачей и медсестер и предоставить им самые лучшие инструменты для осуществления их функций.

Однако большинство медперсонала использует традиционные ручные методы мониторинга состояния пациентов, поэтому врачи не получают оперативной информации, необходимой для подбора оптимального лечения. Полагаясь на данные, собираемые один раз в 4-6 часов, они постоянно пытаются догонять обстоятельства вместо того, чтобы опережать события. В результате врачам приходится тратить много времени на борьбу с критическими ситуациями, хотя лучше было бы предотвращать их. Кроме того, при проверке пациентов в ручном режиме медперсонал может упустить из виду на первый взгляд незначительные, но важные отклонения от базовых показателей, тогда как машинные алгоритмы, оперирующие непрерывными данными, как правило, своевременно обнаруживают эти потенциально опасные для больного нюансы.

Именно поэтому необходим и оправдан непрерывный мониторинг. Используя потенциал передовых медицинских технологий и прогнозную аналитику, он поднимает слежение за состоянием больных до уровня XXI века. Системы непрерывного мониторинга собирают десятки тысяч жизненно важных показателей в день, создавая целостную картину происходящего с пациентом и определяя тренды; он дает возможность лечащим врачам «предсказывать будущее» и разбивать проходящих лечение по группам риска. В такой ситуации медперсонал сможет в первую очередь сосредоточиться на тех, кому необходима экстренная помощь, будучи уверенным, что надежные мониторы перманентно следят за остальными и в случае значительных колебаний в показателях просигнализируют об этом. Как показывает практика, благодаря предупреждающим сигналам непрерывного мониторинга можно предотвращать пролежни, падения пациентов и события, относящиеся к синему коду тревоги – например, остановку сердца или дыхания.

Еще одно преимущество непрерывного мониторинга состоит в положительном психологическом эффекте – как для пациентов, так и для медперсонала. Получая в реальном времени объективные данные, медсестры не будут сомневаться, нужно ли вызвать врача, если система слежения зафиксировала существенные отклонения от нормы. Пациента машинный мониторинг избавляет от «эффекта белого халата». Документально зафиксировано, что при ручных замерах жизненно важные показатели человека могут колебаться – просто от присутствия медработника. Лечащие врачи, в свою очередь, получая информацию в режиме реального времени, избегают напряжения от ожидания тревожных сигналов, связанных с ручным измерением данных.

Популярность технологии растет

В реалиях системы здравоохранения, испытывающей финансовые трудности, важно держать как можно больше пациентов в реабилитационных учреждениях. Ведь клиники общего профиля и реабилитационные центры обычно менее затратные по сравнению с отделениями интенсивной терапии и больницами. Многие руководители медучреждений начинают внедрять непрерывный мониторинг – это позволяет улучшить результаты лечения, сократив одновременно количество персонала.

Непрерывный мониторинг быстро находит применение в больницах в США, в учреждениях, где работают высококвалифицированные медсестры, домах престарелых и восстановительных центрах. Он помогает реабилитационным центрам работать с самыми тяжелыми пациентами, не создавая при этом дополнительную нагрузку на персонал. Он повышает конкурентный статус медицинских учреждений, так как многие пациенты и члены их семей осознают преимущества перманентного отслеживания состояния больных.

Клинические исследования продемонстрировали, что непрерывный мониторинг может помочь пациентам снизить опасность падений на 43 процента, возникновения пролежней на 64 процента, уменьшить количество событий с синим кодом тревоги на 86 процентов и снизить число повторной госпитализации более чем на 15 процентов. По оценке отчета Frost & Sullivan, такая система слежения потенциально поможет реабилитационным учреждениям США получить дополнительный доход в 40 млрд долларов в результате возможности принять на восстановительное лечение более тяжелых пациентов, которые сейчас восстанавливаются в больницах или дома.

По мере того, как положительное влияние непрерывного мониторинга становится все более очевидным, он будет внедрятся повсеместно, и постепенно войдет в стандарт лечения всей системы здравоохранения. Это, в свою очередь поможет более эффективно распределять пациентов по медицинским учреждениям разных профилей, не направляя тех, с кем могут «справиться» реабилитационные центры, в дорогостоящие отделения экстренной помощи, а самое главное – улучшит результаты лечения.

К концу второго десятилетия XXI века передовые технологии помогают людям постоянно оставаться на связи. Сейчас наступило время, когда медицинские организации должны быть постоянно на связи со своими пациентами. Это – будущее здравоохранения.

Об авторе: Авнер Халперин – сооснователь и главный исполнительный директор компании EarlySense, одного из лидеров в сфере бесконтактного и непрерывного мониторинга для рынка медицинских и оздоровительных услуг. Г-н Халперин давно трудится на руководящих должностях в сфере высоких технологий. В прошлые годы он работал в качестве главного исполнительного директора Emunet, вице-президента по маркетингу компании Radcom  (NASDAQ: RDCM) и вице-президента по развитию бизнеса в Lenslet. Г-н Халперин получил степень магистра наук в прикладной физике в Университете Тель-Авива и МБА по программе Массачусетского технологического института MIT Sloan Fellows Executive MBA Program.

Поделиться