Чем занять ребенка в больнице — рекомендации психологической службы МИБС
Когда ребенок попадет в больницу, в среднем это занимает 1-2 недели. Однако при лечении онкологических заболеваний речь чаще идет о месяцах, проведенных вне родных стен. Как и чем занять малыша и даже подростка? Мы поговорили со специалистами психологической службы МИБС и подготовили для вас полезные советы.
Новые люди, больничная обстановка, процедуры, распорядок дня. Со всем этим сталкивается ребенок, попавший в больницу. Он испытывает целую гамму чувств, которые может не осознавать: от ощущения потери контроля над своей жизнью и телом до страха неизвестности.
Преодолеть трудности адаптации к новой обстановке, проиграть различные ситуации, справиться со страхами поможет игра.
Игра в больнице:
- позволяет снять напряжение, почувствовать контроль над своей жизнью;
- дарит радость и вносит разнообразие;
- помогает отвлечься от процедур, преодолеть усталость от лечения;
- способствует формированию новых навыков, знаний, умений;
- улучшает психологическое самочувствие.
Какие игры и игрушки можно взять с собой в больницу?
Это зависит от возраста, физического состояния ребенка и типа лечебного учреждения.
Для совсем маленьких детей нужны игрушки, которые легко мыть. Например, это могут быть мягкие клеенчатые книжки, развивающие резиновые и пластиковые фигурки.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подойдут книги, раскраски, настольные игры, пластилин, пазлы, мозаики, все для рисования, маленькие машинки и фигурки, конструктор, наборы для детского творчества, наушники, смартфон (если он не является единственным развлечением ребенка).
Школьникам пригодятся книги, принадлежности для рисования, картины по номерам, гравюры, раскраски-антистресс и гелиевые ручки к ним, различные головоломки, наушники, планшет или ноутбук.
Детям любого возраста будет удобен небольшой столик, устанавливающийся на кровать.
Поговорите со своим лечащим врачом или заведующим отделением, что лучше взять с собой. Кроме того, как правило, в больницах проводятся различные мероприятия, в том числе организованные волонтерами. Это тоже может разнообразить будни ребенка.
Примеры игр и занятий для детей до 3-х лет
- Сенсорная коробка. Соберите небольшие игрушки и предметы в коробочку и доставайте по одному, угадывая, что это за предмет, сортируйте их, подбирайте по цвету, форме, раскладывайте в отдельные емкости.
- Лепка простых фигурок из пластилина. Выбирайте удобный и легко отмывающийся от рук материал.
- Изготовление фигурок из фольги. Развивает моторику и развлекает ребенка.
- Разрывание на кусочки бумаги или салфеток, подбрасывание шариков. Игра бросанием, разрыванием неструктурированных материалов очень хорошо помогает «отыграть» подавленные чувства страха и злости в безопасной для ребенка и для окружающих форме.
- Игры с прищепками, которые можно закреплять на разных поверхностях.
- Рисование мелками.
- Игра «в доктора».
- Пальчиковые игры («сорока-ворона» и т.д).
- Игры с пирамидками, сортерами, машинками, конструктором с крупными деталями.
- Чтение вслух.
Примеры игр и занятий для детей от 3-х до 7-8 лет
- Раскрашивание, выполнение заданий в книжках с наклейками.
- Сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, в доктора).
- Изготовление аппликаций, складывание пазлов, мозаика.
- Игры с конструктором.
- Прослушивание аудиокниг.
- Настольные игры, подходящие по возрасту.
- Чтение вслух.
Занятия с детьми среднего школьного возраста и подростками
- Конструирование, сборка моделей техники.
- Бисероплетение, вышивание и другие виды рукоделия.
- Рисование в различных техниках.
- Настольные игры по возрасту («Монополия», «Эрудит» и др).
- Игры в компании (Ассоциации, города, испорченный телефон и др).
- Чтение вслух.
Про гаджеты. Давать или не давать ребенку телефон в больнице?
Мы живем в цифровую эпоху и гаджеты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Есть как минусы, так и плюсы их использования детьми.
Время нахождения в виртуальном пространстве стоит ограничивать соответственно возрасту. Для детей младшего школьного возраста рекомендованное время использования гаджетов — до получаса в день. Для детей средних классов — не более часа. Реальное время «в гаджетах» контролируется только родителями, но психологи рекомендуют делать интервалы — не более 10-15 минут в телефоне/смартфоне, а затем несколько часов уделить общению, другим играм и прогулкам.
Можно скачивать детям развивающие приложения. Например учи.ру, duolingo, грамотей, сказбука и т.д. Такой формат помогает поддерживать интерес к учебе в отсутствие школы.
Не менее полезен для детей совместный просмотр и обсуждение фильмов по возрасту, мультфильмов, прослушивание аудиокниг, аудиосказок.
Рекомендуется не использовать гаджеты за 1,5 часа до сна. Исключение: прослушивание аудиокниг или сказок на ночь.
И в завершение — при возникновении трудностей с досугом у ребенка в больнице можно обратиться к штатному психологу за советом.