Как изменилась протонная терапия за последние годы — интервью с исполнительным директором NAPT

Время чтения: 4 мин.

В конце апреля 2025 года в Филадельфии состоялась ежегодная Национальная конференция NAPT (Национальной ассоциации протонной терапии). Главный редактор HealthCare Business News Гас Иверсен незадолго до этого подготовил интервью с Дженнифер Маджиоре, исполнительным директором NAPT, чтобы узнать подробнее о том, что происходит в области протонной терапии сегодня.

Как изменилась ситуация с протонной терапией с тех пор, как вы впервые стали заниматься этой областью медицины?

— Кардинально изменилась. Изначально лечение протонной терапией проводилось в основном в нескольких крупных специализированных центрах, где лечили ограниченный спектр опухолей.

Сегодня протонная терапия все чаще используется в сложных случаях, когда опухоли локализованы в голове и шее, при некоторых злокачественных опухолях груди, легких и желудочно-кишечного тракта, а также для повторного облучения. Эта эволюция обусловлена новыми клиническими данными, усовершенствованными технологиями и растущим признанием возможностей протонной терапии снижать токсичность по сравнению с обычной радиотерапией.

Все больше внимания уделяется научно-исследовательским разработкам по улучшению и расширению применения метода, при этом все большее количество академических медицинских центров не только предоставляют лечение протонной терапией, но и активно участвуют в клинических испытаниях и многоинституциональных исследованиях.

Вместо того чтобы строить исключительно крупные специализированные центры протонной терапии, имеется тенденция в сторону интеграции небольших систем протонной терапии с одной лечебной комнатой в уже существующие медицинские центры.

Формируются модели сотрудничества между академическими учреждениями и амбулаторными медицинскими центрами. Улучшается доступность и эффективность медицинского обслуживания.

Было много дискуссий о доступности протонной терапии — какие шаги сейчас предпринимаются в этом направлении?

— В сообществе протонной терапии твердо уверены, что необходимо всеми усилиями обеспечивать такие условия, в которых как можно больше пациентов, которым показана протонная терапия, могли бы воспользоваться этой технологией. За последние несколько лет мы смогли добиться открытия новых центров в регионах, где ранее не было доступа к этому виду лечения, что помогло закрыть географические пробелы. Например, появились центры в Ланкастере в штате Пенсильвания и в Вертуа в Южном Нью-Джерси.

Кроме того, ведущие эксперты в области протонной терапии активно работают со страховыми, чтобы этот вид лечения был более доступен населению. В этом процессе NAPT играет ключевую роль: проводит образовательные вебинары, что содействует обмену знаниями между коллегами, и предоставляет ресурсы как новым, так и существующим центрам. Отстаивание интересов пациентов остается главным приоритетом, особенно в части обеспечения надлежащего возмещения за лечение и установления четких обоснований на это, основанных на доказательной базе.

Возмещение стоимости медицинских услуг остается ключевым вопросом в этой области. Вы заметили какие-либо недавние изменения в подходе страховых компаний к покрытию стоимости протонной терапии?

— Да, мы увидели значительный прогресс в этой области. В 2023 году ASTRO обновила свою Типовую политику для протонной терапии, включив ключевые рекомендации NAPT и отразив в ней последние клинические данные. С тех пор многие страховые компании привели свои политики страхового покрытия в соответствие с этими принципами, что позволило добиться более широкого и последовательного доступа пациентов к протонной терапии.

Помимо частных страховых компаний, мы также увидели позитивные шаги на федеральном уровне. NAPT активно поддерживала изменения для системы Medicare. Эти усилия помогают сократить время ожидания и бумажную волокиту для пациентов, имеющих право на протонную терапию. Хотя проблемы остаются, эти изменения указывают на растущее признание ценности протонной терапии в лечении рака.

Как меняют положение дел исследования в области протонной терапии?

— Исследования имеют основополагающее значение для дальнейшего развития протонной терапии. Они помогают совершенствовать ее применение и определять группы пациентов, которые потенциально получат наибольшую пользу от этого вида лечения. Учитывая сложность и узкую специфику протонной терапии, высококачественные доказательства ее эффективности имеют важное значение при принятии клинических решений и демонстрации как терапевтических, так и экономических ценностей протонной терапии.

На данный момент более 1000 рецензируемых исследований подтверждают клинические преимущества протонной терапии при определенных заболеваниях и ее более благоприятное влияние на качество жизни пациентов по сравнению с другими видами лучевой терапии. Значительным шагом вперед стала публикация исследования PARTIQoL, первого рандомизированного клинического исследования фазы III, сравнивающего протонную терапию с IMRT (лучевой терапией с модулированной интенсивностью) при раке простаты. Это исследование предоставило важные данные о результатах лечения, полученных от самих пациентов, и подтвердило необходимость продолжения исследований в этой области.

Одним из долгожданных исследований является рандомизированное исследование фазы III под руководством доктора Стивена Фрэнка в MD Anderson, сравнивающее протонную терапию с IMRT для орофарингеального рака (OPC), локализованного в области головы и шеи. Результаты этого исследования предоставят ценную информацию о роли протонной терапии в снижении токсичности лечения при сохранении эффективности.

Какие факторы следует учитывать больницам или онкологическим клиникам, рассматривающим возможность запуска у себя протонной терапии, перед инвестированием в эту область?

— Инвестирование в протонную терапию — это долгосрочное обязательство, и учреждения должны стратегически планировать все этапы, чтобы обеспечить эффективность и рост своих предприятий. Вот несколько ключевых соображений:

  • необходимо долгосрочное планирование с оглядкой на те тенденции в отрасли, которые набирают обороты сейчас;
  • важно привлекать опытных специалистов по протонной терапии на ранних этапах процесса — как с клинической, так и с операционной стороны;
  • протонная терапия требует значительных первоначальных инвестиций, поэтому финансовая устойчивость зависит от правильной оценки количества пациентов, которых центр сможет принять;
  • важна интеграция центра в более широкий спектр онкологической помощи.

Что вас больше всего интересует в будущем протонной терапии и куда, по вашему мнению, будет двигаться эта область в ближайшие пять-десять лет?

— Будущее протонной терапии невероятно многообещающе. Эта область развивается, а лечение становится все более доступным для пациентов. В настоящее время около 70% центров США под попечительством NCCN лечат или планируют лечить пациентов с помощью протонной терапии, что указывает на высокую перспективность направления. По мере открытия новых региональных центров и дальнейшего совершенствования существующих, все больше людей получат доступ к этому высокоточному виду лечения.

Интеграция искусственного интеллекта и адаптивного планирования лечения протонами уже начинают совершать революцию в лечении рака. FLASH-терапия, которая доставляет облучение в сверхвысоких дозах за доли секунды, потенциально может значительно сократить временя лечения и еще больше сохранить окружающие здоровые ткани.

Уверена, что в будущем протонная терапия будет занимать ключевую роль в лечении онкологических заболеваний.

Источник: https://www.dotmed.com/news/story/64417

Поделиться