Юрий Леонов, генеральный директор группы компаний KDL
Мария Коваценко
Российский рынок лабораторной диагностики продолжает стремительно развиваться: по данным BusinesStat, на сегодняшний день почти 30% анализов проводят коммерческие лаборатории. Аналитики считают, объем услуг будет расти в среднем на 1,5% в год. Анализ большого количества информации о результатах исследований и пациентах, хранение данных и автоматизация процессов невозможны без применения новейших технологий. О том, как работают современные лаборатории в условиях повальной цифровизации, рассказал генеральный директор группы компаний KDL Юрий Леонов.
– Как компания нашла свое место в области лабораторной диагностики?
– Мы вовремя стартовали. Первую коммерческую лабораторию мы открыли в 2003 году в Перми. В то время современная лабораторная инфраструктура в России практически отсутствовала. При том, что потребность огромная – лабораторные анализы дают 70% значимой информации для врача при постановке диагноза. Поэтому в данной сфере был заложен колоссальный потенциал для роста.
Мы ознакомились с различными европейскими моделями, и за основу развития сети KDL взяли ту, по которой работают ведущие лаборатории в Германии. Основные элементы модели: использование западного оборудования и реагентов, автоматизация процессов, централизация, плюс – «немецкий» контроль качества.
Компания быстро разрасталась, почти каждый год мы открывали новые лаборатории в разных городах: в 2004 и 2005 годах в Омске, в 2006 году – в Москве, и так далее. То есть мы завоевывали столицу из регионов, а не наоборот.
Параллельно с региональной экспансией компания внедряла новые технологии – без этого было невозможно развиваться. В 2008 году у нас появилась первая лаборатория с полной автоматизацией молекулярно-диагностических исследований (ПЦР). Затем была автоматизирована микробиологическая лаборатория. Это привело к увеличению скорости выдачи результатов в 2 раза и сокращению затрат более чем на 30%.
Сегодня KDL – это 13 лабораторий в городах-миллионниках, что делает нас крупнейшей сетью в стране. Мы имеем 208 медицинских офисов и выполняем 75 миллионов тестов в год.
– Какова стратегия компании по региональной экспансии – будете ли выходить в новые для себя регионы?
– Конечно, мы ищем возможности для входа в новые регионы. Но сам факт присутствия не так важен. Мы тщательно считаем инвестиции, точку окупаемости и срок ее достижения. И только после этого принимаем решение о входе.
– На лабораторном рынке уже достаточно много игроков, и приходят все новые. Что позволит конкурировать?
– На мой взгляд, уровень конкуренции на рынке диагностики усилился за последние пару лет. Для новых игроков повысились пороги входа, постепенно идет консолидация рынка. Как известно, в лабораторном бизнесе эффективность зависит от количества производимых тестов. И многие лидеры рынка год от года наращивают количество выполненных тестов, что повышает их эффективность и усложняет вход на рынок новым игрокам. Так KDL более чем удвоила количество выполняемых тестов по сравнению с 2013 годом.
Одновременно идет отток неэффективных участников, это тоже продиктовано экономическими факторами. Более крупные, консолидировавшие рынок компании могут получить определенное преимущество при условии оперативной интеграции новых для себя бизнесов. Прежде всего – это эффект от экономии на масштабе – повышение производительности, снижение логистических затрат, снижение себестоимости выполняемых исследований.
– Некоторые участники рынка диагностики выходят в смежные сферы медицины — например, на рынок лучевой диагностики. Рассматриваете ли возможность диверсификации бизнеса и расширения пакета услуг для частных клиентов и бизнеса?
– Наша ключевая компетенция — прием биоматериала, выполнение анализов и отправка результата. Мы не ставим диагнозы и не планируем этим заниматься, как и не собираемся выходить на рынок функциональной диагностики, будь то лучевая или услуги УЗИ. Более того, для лабораторной диагностики мы видим ряд точек роста, которые мы планируем реализовать в ближайший год. Например, генетика развивается очень быстро и генетические исследования всё более востребованы в диагностике заболеваний.
– Какое направление – b2с, или b2b, или работу по госзаказам – вы считаете приоритетным для компании?
– В KDL оба канала приблизительно равны. Мы успешно развиваем и планируем работать и далее в обоих направлениях. Причем в b2c мы выбрали развитие собственной сети, а не франчайзинга. На мой взгляд, развитие франчайзинга таит в себе ряд сложностей, которые в определенный момент могут очень негативно сказаться на положении компании. В собственной сети мы сами контролируем качество предоставляемой услуги, уверены, что трафик, который мы получили в определенной локации, останется нашим, тогда как франчайзер потенциально может поменять вывеску и перейти к конкуренту.
– Диагностика — одно из самых высокотехнологичных направлений медицинского бизнеса. Какие тренды сейчас наиболее важны для вас?
– Сегодня цифровизация – крайне важная тема для диагностики. Я выделяю три основных направления, и все они взаимосвязаны.
Первое – это online-сервисы для пациентов (в основном для канала b2c). Мы должны стремиться стать очень удобными и информативными для пациент, порой превышая ожидания. Например, KDL недавно запустил сервис по online-оплате. Еще несколько перспективных идей находится в разработке.
Второе направление – это работа с данными (Big Data): мы проверяем разные гипотезы по предполагаемому поведению пациентов на основании полученных результатов. В продуктовой рознице такие истории уже давно работают. Уверен, что рано или поздно использование Big Data будет реализовано и в медицинской диагностике.
И еще один важный момент – это обмен информацией с партнерами. Самый простой пример — интеграция данных с частными медицинскими центрами. Сегодня примерно 40% заявок от частных медицинских центров мы получаем в электронном виде. Считаю, что к концу 2019 мы должны обрабатывать не менее 95% в электронном виде.
– Какие решения сокращают время передачи данных и выполнения анализов?
– Я думаю, это прежде всего унификация и стандартизация всех процессов как в Москве, так и в региональных лабораториях, и в целом в лабораторной отрасли в стране . Использование ЛИС и других информационных систем для автоматизации ключевых бизнес-процессов от ведущих мировых производителей, использование отраслевых best practices в автоматизации.
– Как вы думаете, доступная и квалифицированная медицинская помощь в России –недостижимый идеал, или у нас есть шанс реализовать эту идею?
– Государство на протяжении долгих лет старается обеспечить граждан бесплатной квалифицированной медицинской помощью. Но управленцам в сфере государственного здравоохранения еще многое предстоит сделать, чтобы поднять стандарты оказания медицинских услуг на достойный уровень. Я не считаю, что качество и доступность несовместимы. Просто российской системе здравоохранения для достижения этой цели еще предстоит много преобразований. KDL, как один из ведущих участников рынка, готов взаимодействовать с государством в решении этой задачи.