Цифровые коммуникации и разрыв поколений

Время чтения: 3 мин.

Доктор Брайан Вартабедьян, директор службы районной медицинской помощи детской больницы Техаса, США

Автор первого в стране курса обучения цифровым коммуникациям в медицинских ВУЗах и популярного блога «33 диаграммы», который превратился в место активного обсуждения внедрения IT технологий во врачебную практику, рассказал нашему изданию, как разные поколения медиков используют современные коммуникационные возможности.

«Когда я только  стал практикующим врачом, то сидел в маленьком офисе, сам заполнял все бумаги, и, по сути, был единственным человеком, который видел мои записи», – вспоминает он.

Для получения заключений коллег тогда составлялись запросы и делались копии документов. Это была  целая отдельная работа. С распространением системы электронных медицинских карт (Electronic Health Record, EHR) повысилась мобильность документооборота и контроль над ним.

«Сейчас я работаю в большой больничной системе, поэтому люди могут открыть мои записи одним щелчком мыши. Практически всем коллегам доступно то, что я сочиняю», – говорит доктор.

По словам Вартабедьяна, врачи часто жалуются на то, что EHR создает им проблемы. Впрочем, даже если бы самые гениальные умы Кремниевой долины разработали для них идеальную EHR, медики все равно остались бы недовольны. Он считает, что причина претензий врачей кроется не в дефектах программных разработок, а в изъянах в административном регулировании клиник.

Похоже, для нового поколения врачей «цифра» не будет слишком большой проблемой.

«Интересное наблюдение. Детская больница Техаса имеет самую большую педиатрическую резидентуру в США. Можете опросить наших 129 резидентов, каждому из которых немного за 20, и не услышите ни одной жалобы на EHR», – утверждает собеседник.

Ключевым фактором, по его мнению, является то, что молодое поколение выросло с умением работать на клавиатуре и управлять интерфейсом на мониторе.

«Я помню, около пяти лет назад у нас появились первые резиденты, которые никогда раньше не держали в руках бумажные карты. Это был своего рода революционный поворот в моем сознании», – вспоминает Брайан Вартабедьян.

Впрочем, у миллениумов тоже встречаются проблемы при освоении цифровых коммуникаций. Вот почему Вартабедьян создал свою учебную программу для студентов-медиков. Он объясняет, что изначально курс был задуман как руководство по пользованию социальными сетями, но со временем программа охватила более широкий перечень аспектов использования цифровых технологий.

«Сегодня медицинские школы дают очень мало навыков, которые помогали бы студентам-медикам и аспирантам ориентироваться в жизни с помощью технологий, будь то EHR или новые коммуникационные возможности», – говорит он.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются молодые врачи, является сбалансированное использование EHR при личном общении с пациентом. Хотя и существует тенденция обвинять в неспособности находить контакт с пациентом именно цифровую технологию, Вартабедьян считает, что более целенаправленное планирование приема снимает возникающую напряженность.

«Поэтому много внимания во время лекций уделяю тому, чтобы делиться собственным опытом общения с пациентами, – сказал он. – Я хорошо продумываю свои действия. Я трачу первые 10 минут на сбор данных, и в это время печатаю на клавиатуре. После чего отодвигаюсь от компьютера и напрямую говорю с пациентом. Очень хорошо отслеживаю процесс общения, чтобы минимизировать время, потраченное на оформление электронной карты».

Вартабедьян считает, что такой подход должен быть включен в обучение в медицинской школе. Несмотря на регламенты ведения документации, врачи имеют гораздо больше возможностей для управления временем приема, чем принято считать.

«Мы представляем всю эту технологию как очень детерминированную, хотя на самом деле я сам планирую свою работу так, что сначала я собираю необходимую мне информацию, а затем провожу время с пришедшей на прием семьей».

Об эволюции семьи в современном мире тоже говорится недостаточно, считает Вартабедьян. «Как педиатр, я часто общаюсь с двумя поколениями: с бабушкой и с матерью. Интересно, что молодые матери часто чувствуют себя комфортно без прямого зрительного контакта, но бабушкам и дедушкам явно нужны глаза врача. Поэтому, находясь в кабинете для обследований, я невольно адаптируюсь к потребностям пациента в зависимости от его возраста».

Он считает, что прогресс машинного обучения и появление следующего поколения ИИ может не только улучшить медицинское обслуживание, но и помочь врачам, которые хотят сократить работу с компьютером. Интеллектуальные машины, как предсказывает собеседник, освободят врачей для того, что они делают лучше всего –  для общения с пациентами.

«Я думаю, со временем машина сама сможет разделить на части разговор и сделать базовые записи и отчеты».

Его главный рецепт для молодого поколения учеников заключается в том, что необходимо создавать человеческие связи между врачом и пациентом. Но, оптимистично относясь к новым технологиям, Вартабедьян уверен, что врачи смогут активно применять их на пользу себе и пациентам.

Поделиться