Опубликованы первые результаты изучения повреждений головного мозга после COVID-19
«Ковидные» пациенты с неврологическими симптомами имеют метаболические нарушения в головном мозге, аналогичные тем, что возникают из-за кислородной недостаточности (гипоксии) вследствие других причин. Хотя есть и заметные отличия, пишут авторы первого спектроскопического исследования, опубликованного в журнале American Journal of Neuroradiology. Работа написана на основе анализа состояния шести пациентов больницы Массачусетс Дженерал Хоспитал (MGH) с помощью специализированной магнитно-резонансной томографии.
Как известно, инфекция COVID-19 прежде всего вызывает респираторные заболевания, но она также затрагивает и другие органы, в том числе головной мозг. Считается, что основной эффект этого заболевания на центральную нервную систему оказывает гипоксия, но в некоторых исследованиях отмечаются особенности повреждения мозга, присущие только COVID-19.
Тяжесть неврологических симптомов варьируется от одного из самых известных признаков заболевания – временной потери обоняния – до более тяжелых симптомов, таких как головокружение, спутанность сознания, приступы и инсульт. «Мы попытались охарактеризовать биологические причины некоторых из этих симптомов, – говорит Ева-Мария Ратай, к.м.н., исследователь отделения радиологии и старший автор научной работы. – В перспективе мы также хотели бы лучше понять природу отдаленных затяжных эффектов COVID-19, включающих головные боли, усталость и когнитивные нарушения». Было обнаружено, что так называемое «затуманенное сознание» и другие неврологические нарушения сохраняются еще долгое время после прохождения острой фазы заболевания, добавляет Ратай.
Исследователи использовали 3-Тесла магнитно-резонансную спектроскопию (МРС) – специализированный тип сканирования, который иногда называют виртуальной биопсией. МРС может определить нейрохимические аномалии, даже если результаты структурной визуализации являются нормальными. Результаты обследования мозга пациентов с COVID-19 показали снижение уровня N-ацетиласпартата (NAA), повышение уровней холина и мио-инозитола. Это похоже на изменения, происходящие с данными метаболитами у других пациентов с патологиями белого вещества (лейкоэнцефалопатия), вызванными гипоксией, спровоцированной другими причинами. Один из пациентов с COVID-19, имевший самое тяжелое повреждение белого вещества (некроз и кавитацию), показал особенно выраженное повышение уровня лактата на МРС, что является еще одним признаком повреждения головного мозга, вызванного кислородной недостаточностью.
Двое пациентов COVID-19 были интубированы в отделении интенсивной терапии во время процедуры визуализации, являющейся частью предоставляемой медицинской помощи. У одного из них была некротизирующая лейкоэнцефалопатия, связанная с COVID-19. Другой пациент незадолго до этого перенес сердечный приступ и имел незначительные изменения белого вещества на изображениях МРС. У третьего не было четко выраженной энцефалопатии или недавней остановки сердца. В контрольную группу входили несколько пациентов: один с повреждением белого вещества, вызванным гипоксией, произошедшей по другим причинам (постгипоксическая лейкоэнцефалопатия), другой – с повреждением белого вещества, вызванного сепсисом, и один здоровый волонтер с сопоставимым возрастом.
«Ключевым вопросом является следующее: изменения белого вещества вызываются только снижением уровня кислорода в мозге, или белое вещество поражается самим вирусом», – говорит д-р Отто Рапалино, нейрорадиолог больницы MGH.
По сравнению с обычной структурной МР визуализацией, «МРС может лучше характеризовать патологические процессы, такие как повреждение нейронов, воспаление, демиелинирование нервных волокон и гипоксию, – добавляет Вирасикера. – Основываясь на результатах этих исследований, мы считаем, что этот метод может быть использован в качестве инструмента мониторинга заболевания и терапии».
Оригинал новости можно прочитать здесь