Опасны ли радиоактивные материалы в кремированных телах?
Лучевая терапия перед смертью может сделать тело пациента слишком радиоактивным, и с ним нельзя обращаться в соответствии со стандартными процедурами крематория. Таким останкам надо уделять повышенное внимание.
Вопрос о кремации «излучающих» останков был поднят в отчете о проведенных исследованиях, недавно опубликованном в журнале американской медицинской ассоциации JAMA. В статье рассматривался случай онкологического пациента, имевший место в 2017 году. Он получил радиоактивное лечение в клинике Майо в Аризоне незадолго до кончины, а его кремация привела к радиоактивному загрязнению крематория.
«Это, конечно, не второе пришествие Чернобыля или Фукусимы, но, тем не менее, нежелательная, излишняя радиация», – сказал Кевин Нельсон, специалист по радиационной безопасности в клинике Майо в Аризоне, один из авторов статьи.
Письмо JAMA и последующая шумиха вокруг него требуют внимательного рассмотрения этого вопроса, говорится в заявлении Американской ассоциации медицинских физиков (AAPM) и Американского колледжа радиологии (ACR).
Важно помнить несколько ключевых моментов, касающихся потенциальных опасностей, советуют они, а именно:
- Радиоактивные материалы регулярно используются в клинической практике для лечения человека.
- Риск причинения вреда работникам крематория настолько мал, что его невозможно измерить.
- Согласованные инструкции национальных (CDC и DOE) и международных организаций по радиационной защите систем здравоохранения содержат четкие указания о том, как определять радиоактивность в останках пациентов и как нужно обращаться с телом умершего.
- Медицинские организации, которые применяют радиоактивные материалы, должны иметь ответственного за радиационную безопасность, полномочия которого соответствуют критериям, установленным Комиссией по ядерному регулированию США. Эти люди часто являются дипломированными медицинскими физиками или физиками дозиметрических служб.
- Дешевле и лучше всего будет установить простой детектор радиоактивного излучения в больничных моргах, похоронных домах и крематориях, который незамедлительно предупредит персонал о наличии радиоактивности. Сертифицированный медицинский физик или физик дозиметрической службы может определить, когда радиация снизятся до уровня, при котором можно безопасно передавать тело судебно-медицинским экспертам или похоронным службам.
В статье говорится, что заражение радиофармацевтическими препаратами после смерти «встречается редко и часто упускается из виду», и что «при кремации облученного пациента радиофармпрепарат улетучивается, а затем может вдыхаться работниками (или выбрасываться в атмосферу соседнего района) и приводить к большему облучению, чем от живого пациента».
«Я не думаю, что риск непреднамеренной кремации тела, которое может содержать небольшие уровни радиации, так велик. Уверен, он очень мал, – сказал Нельсон, – но то, что мы пытаемся сделать, сведет к минимуму даже небольшие дозы радиации. Это наша ответственность перед обществом».
В статье говорится о случае 69-летнего мужчины, которому внутривенно ввели дотатат лютеция Lu 177 по поводу нейроэндокринной опухоли поджелудочной железы, а на следующий день его перевели в другую больницу из-за возникшей гипотонии. Он умер через два дня от заболевания поджелудочной железы и был кремирован через пять дней после лучевой терапии.
Когда Нельсон и лечащие врачи пациента почти через месяц узнали об этом, они предупредили крематорий и Бюро радиационного контроля Аризоны. Последующее исследование печи крематория, вакуумного фильтра и измельчителя костей выявило наличие «очень низких» уровней Lu 177. Однако в моче оператора крематория были обнаружены следы технеция Tc 99м, которые, по мнению Нельсона, могли попасть в него из другого кремированного тела.
«Возникает вопрос, как часто это происходит?» – спрашивает Нельсон, добавляя, что «если задуматься об облучении населения, которое даже не знает об этом, тогда наше беспокойство выходит совсем на другой уровень».
По его словам разные штаты имеют разные регламенты. Например, во Флориде у останков пациентов, подвергшихся радиационному лечению, либо удаляют органы, либо хранят тела до тех пор, пока радиоактивный распад не снизит риски до приемлемых уровней.
«Как раз этим утром я общался с директором похоронного дома, где это произошло, и для его бизнеса огласка этой истории сослужила очень плохую службу, – сказал Нельсон газете. – Мы хотим поставить вопрос на обсуждение. Поэтому мы опубликовали нашу статью».
Действующие инструкции предусматривают безопасное обращение с радиоактивными материалами. Несмотря на это, в октябре 2018 года агентство по защите окружающей среды США EPA несколько раз предлагало пересмотреть устаревшие руководства, которые утверждают, что любое облучение подвергает людей более высокому риску развития рака в течение всего срока их жизни.
«Американское общество радиологических технологов стремится предоставить оптимальную медицинскую помощь пациентам, и особое внимание уделяется защите от излишнего медицинского облучения, – сказал Грег Моррисон, заместитель исполнительного директора ASRT. – Мы решительно выступаем против любых мер, которые ослабили радиационную защиту пациентов, радиологов и прочих работников здравоохранения».
Предложение об усилении прозрачности в области стандартизации, впервые прозвучавшее в апреле 2018 года, предписывает регулирующим органам учитывать альтернативные научные точки зрения при установлении нормативных стандартов, включая оценку различных пороговых моделей для всего диапазона уровней воздействия опасных веществ при контакте с ними. Хотя в нем не упоминается напрямую радиоактивное излучение, многие считают, что эта формулировка включает и существующие стандарты радиации.
Томас Дворецки