Хирурги уходят в виртуал
Хирурги, прошедшие обучение на платформах с использованием виртуальной реальности (ВР), лучше подготовлены к выполнению операций в реальной жизни, чем их коллеги, осваивавшие профессию по старинке.
К такому выводу пришли исследователи из Медицинской школы Дэвида Геффена при Университете штата Калифорнии в Лос-Анжелесе, которые обнаружили почти двукратное повышение уровня квалификации хирургов, обучавшихся на платформе Osso VR, предназначенной для практической подготовки специалистов в области хирургии.
«Мозг воспринимает то, что вы видите и то, с чем вы взаимодействуете, как реальность в отличие от простого просмотра видео или чтения книг, когда вы ясно осознаете, что вы либо читаете, либо смотрите видеозапись», – сказал Джастин Барад, соучредитель и генеральный директор Osso VR, рассказывая о преимуществах платформы. Он назвал ВР «более естественным способом обучения».
Кроме того, исследование продемонстрировало, что практическое обучение каким-либо техническим задачам в контексте, аналогичном реальному, улучшает освоение практических навыков и повышает их запоминаемость. «ВР способна помочь в процессе обучения, так как с ее помощью мы можем воссоздать условия работы в операционной, интервенционном хирургическом отделении или любом другом месте, в котором хирургу придется выполнять свои задачи», – сказал Барад.
Исследование под названием «Рандомизированные контролируемые испытания средств виртуальной реальности для обучения хирургическим методам установки интрамеддулярного штифта при переломе диафиза большеберцовой кости» проводилось для определения потенциала ВР в условиях ограниченных средств практического обучения студентов. При этом будущие хирурги должны научиться выполнять постоянно растущее количество процедур и освоить новые медицинские устройства, одновременно пытаясь найти время для отработки рабочих часов и для различных административных задач. Проведенное в 2017 году исследование Университета штата Мичиган продемонстрировало, что 30 процентов выпускников медицинских учебных учреждений не способны работать самостоятельно даже после 14 лет обучения.
В Школы Дэвида Геффена 20 участников были поделены случайным образом на две группы: первая обучалась по традиционной методике, вторая – по ВР, – чтобы определить их уровень профессиональной квалификации. Каждый участник должен был выполнить процедуру по установке интрамедуллярного штифта в большеберцовой кости на стимуляторе, а результаты оценивались «слепым методом».
Участники группы ВР в среднем справлялись с процедурой на 20 процентов быстрее «конкурентов» и имели на 38 процентов больше правильно выполненных шагов по контрольному листу, специально созданному для оценки качества в этом исследовании. Суммарные показатели по всем категориям по 5-бальной шкале оценки в группе ВР были на 230 процентов выше.
Барад считает, что успех студентов из группы ВР был достигнут благодаря ощущению личного присутствия, которое обеспечивает эта технология обучения, а также возможности объективно и автоматически оценивать готовность обучающихся к самостоятельной работе.
«У нас есть несколько способов измерения уровня подготовки хирургов, но только в реальной операционной и только с живыми пациентами мы можем в конечном итоге показать, что эта технология имеет прямое влияние на работу хирургической бригады, – сказал он. – Мы может измерить время, потраченное на хирургическую операцию, объем потерянной крови, тяжесть осложнений после операции и проанализировать видеосъемку операции, чтобы оценить индивидуальную и коллективную работу хирургов. В целом эта платформа предназначена для улучшения результатов лечения пациентов, и в конечном итоге важно показать, что все наши усилия напрямую способствуют этому».
Результаты исследований были представлены на ежегодной встрече Западной Ортопедической Ассоциации 2019 года.
Ключевые слова
Хирургия; виртуальная реальность; обучение врачей