Нестрашный сканер
Лиза Чамофф
Малышка плакала, не переставая
Трехлетняя девочка не знала точно, что ее ожидает. Медсестра в детской больнице «Анн энд Роберт Эйч Лури» в Чикаго должна была отвести ее на процедуру, чтобы снять центральный катетер, но девочка боялась и отказывалась идти.
Мать ребенка предложила решение, которое могло бы озадачить преданного поклонника «Звездных войн». Она спросила дочь, хочет ли та, чтобы ее отвел штурмовик (солдат галактической империи, который обычно считается одним из «плохих парней» в цикле фильмов Джорджа Лукаса).
«Девочка взяла его за руку и пошла в процедурный кабинет», – вспоминает Тед Рулер, сервисный инженер компании «Джи И Хелзкэа» (GE Healthcare), который находился в этом центре в 2015 году с «501-м легионом» – организацией фанатов фильма, занимающейся воссозданием костюмов злодеев из «Звездных войн». Эти костюмы они надевают для участия в рекламных и благотворительных мероприятиях, а также при посещении больных детей.
Детям, давно находящимся в больницах, «штурмовики», как они себя называют, казались рыцарями в сияющих доспехах. Они подбадривали малышей, которым предстояли медицинские процедуры, внушавшие не меньший страх, чем испытанный при виде любимого героя, заключенного киношными злодеями в оболочку из карбонита.
Над тем, как помочь детям преодолеть боязнь процедур визуальной диагностики, чтобы избежать применения седативного средства или общей анестезии, размышляют многие медицинские учреждения.
На самом деле, это так же просто, как вменить в обязанность персоналу помогать детям подготовиться к обследованию, и одновременно – так же сложно, как превратить КТ сканер в пиратский корабль.
Персональный подход
В штате детской больнице Иллинойса, расположенной в кампусе медицинского центра Святого Франциска в Пеории, США, есть специальный сотрудник, который работает с детьми и их родителями, чтобы снизить уровень тревожности перед процедурой.
«Я достаю игрушки и даю детям 5-10 минут, чтобы они привыкли к обстановке в кабинете, – объясняет Джули Баер, специалист по работе с детьми в детской больнице Иллинойса. – Я предлагаю им на выбор, как они хотят залезть на стол для исследований – с помощью мамы или врача?»
Прежде чем объяснить, в чем заключается обследование, необходимо установить доверительные отношения. «Как только дети начинают понимать смысл происходящего, страх сразу уходит», – говорит д-р Эрик Бугаэски, педиатрический радиолог в детской больнице Иллинойса.
Некоторые лечебные учреждения ввели более мультимедийный подход к подготовке несовершеннолетних пациентов к визуальной диагностике. Несколько лет назад «Сименс Хэлзиниерс» (Siemens Healthineers) сотрудничала с компанией «Марвел» (Marvel), выпускающей комиксы, и «Уайлл Корнелл Имиджинг» (Weill Cornell Imaging). Совместными усилиями они создали «наборы героев МРТ». Больницы получают несколько наборов, в которые входит плащ, безопасные для МРТ плюшевые игрушки – Капитан Америка и Железный Человек, мини-модель сканера «Сименс» и комикс, по сюжету которого Капитан Америка проходит МРТ после того, как повредил плечо в бою.
Детская больница Филадельфии готовит некоторых детей при помощи фотографий сканеров и аудиозаписей звуков МРТ. «Если они послушают эти звуки заранее, мы надеемся, это поможет им избежать шока или удивления», – говорит д-р Арасто Воско, нейрорадиолог детской больницы Филадельфии, работающий с детьми и взрослыми.
Набор героев от «Сименс» помогает пациентам младшего возраста подготовиться к обследованию с плащом, плюшевыми игрушками, мини-моделью МРТ сканера и комиксом
Психологическое состояние детей оценивается опытным персоналом или специалистом, и при необходимости им рассказывают о сути процедуры, используя макет сканера. В результате медицинский центр смог снизить применение седативных средств примерно на 30%.
«Мы знаем, что никогда не дойдем до нуля, – говорит Воско. – С более позднего младенческого возраста до, по крайней мере, 5 лет, многим детям требуются успокоительные средства. И все равно, мы пытаемся сделать все, что только можно».
Через экран – в фантазию
Многие центры используют технологии, позволяющие пациентам смотреть видеоролики во время прохождения МРТ обследования.
Копания «Шарп» ( Sharp) и детский МРТ центр в Сан-Диего используют видеосистему «СинемаВижен» от «Резонанс Текнолоджи, Инк.», которая состоит из очков и наушников, совместимых со всеми марками магнитов до 4Т.
Система «СинемаВижен» от «Резонанс Текнолоджи, Инк.» дает возможность пациентам смотреть фильмы во время МРТ обследования
Пациенты могут смотреть видео из библиотеки или принести свои собственные. «У нас были довольно маленькие дети, которых мы смогли поместить внутрь аппарата без анестезии, но мы вряд ли могли это сделать без очков», – говорит Майк Фредерик, главный технолог центра.
«Хелзкэа» предлагает продукт, называемый «Амбиент Экспиеренс» (Ambient Experience), который позволяет проецировать изображения и фильмы на стену кабинета для обследования, отвлекая внимание пациентов. Его можно комбинировать с игрушечным сканером «Киттен Сканнер» (KittenScanner), миниатюрной версией КТ и МРТ, которые позволяют детям «сканировать» плюшевых зверушек и понять подробно суть предстоящей процедуры. В игрушки встроены радиочастотные маркеры, которые активируют ТВ анимацию, связанную с конкретным животным.
«Мы предоставляем информацию детям, чтобы они были менее напуганы, входя в кабинет», – говорит Вернер Саттер, генеральный менеджер медицинских решений компании «Филлипс».
Такие продукты дают возможность сократить время подготовки к обследованию, избежать повторных сканирований или переноса процедуры на другое время из-за волнения маленького пациента.
Творчество «Джи И»
Компании-производители преобразуют центры визуальной диагностики таким образом, чтобы они больше напоминали парки развлечений, чем медицинские учреждения.
Решение «Джи Ис Эдвентче Сериэс» (GE’s Adventure Series) делает рентгеновские и КТ кабинеты, системы ядерной медицины и МРТ сканеры похожими на аттракционы «Диснейленда».
Перед сканированием дети получают книжку-раскраску с приключенческой историей, а технологи рассказывают о том, что они собираются делать во время обследования, на понятном детям языке и просят их оставаться неподвижными, притворившись статуей или куклой.
Например, в разработке «Приключения в джунглях» от «Нукла Медисин Джангл Эдвентче» (Nuclear Medicine Jungle Adventure) предусмотрен стол в форме каноэ, а сканер украшен рыбками. Технолог говорит маленьким пациентам, что, если они будут лежать неподвижно, рыбы станут прыгать вокруг них, что дети и наблюдают во время вращения сканера.
«Они считают, что заставляют рыбу выпрыгивать из пруда», – говорит Дуглас Дитц, промышленный дизайнер «Джи И», который помог разработать «Эдвентче Сериэс».
Для больниц в Сан-Франциско «Джи И» создал МРТ сканер, который выглядит как канатная дорога, а также кабинет обследований, напоминающий Национальный заповедник «Мьюирский лес». Некоторые технологи в кабинетах, оформленных в тематике пиратских кораблей, даже надевают повязку на глаз.
Дитц поясняет, идея таких продуктов возникла потому, что дети способны убежать в мир фантазий, превратив «три кухонных стула и одеяло в крепость». «Мы делаем их героями историй, – говорит Дитц. – Одна девочка даже умоляла маму вернуться на следующий день».
«Карактер Фармс» (Character Farms ) из Техаса создает аналогичные проекты для медицинских учреждений, и многие центры визуальной диагностики используют их повсюду, даже в зонах ожидания и восстановления.
В 2015 году «Прифёрд Имиджинг» (Preferred Imaging ) в Аддисоне, Техас, наняла «Карактер Фармс» для разработки ярких настенных рисунков, изображающих пляж в детском центре визуальной диагностики. Там же была построена конструкция в виде песочного замка вокруг МРТ сканера и станции iPad, напоминающей гигантскую пальму. После обследования дети получают жетоны, которые могут обменять на призы на стойке «острова сокровищ», окруженной досками для серфинга.
«Это снимает некоторую тревогу, которая появляется при виде стерильной больничной обстановки, – говорит Эми Адамс, президент «Прифёрд Имиджинг». – У нас были случаи, когда дети, которым изначально хотели дать успокоительные средства, в конечном итоге обошлись без них. Мы постоянно получаем заполненные опросные листы пациентов, в которых они указывают на эстетическую сторону нашей больницы».
«Особое внимание обслуживанию пациентов – это то направление, в котором движется медицина», – говорит Марк Салливан, бывший сотрудник креативных разработок рекламной компании, который создал «Карактер Фармс» 10 лет назад.
«Мы действительно считаем, что следующей важной задачей во всем здравоохранении является попытка найти способы повысить комфорт пациентов, – продолжает Салливан. – Все главные выступления на нашей последней конференции были посвящены не технологической стороне, как можно было ожидать, а общим аспектам оказания медицинских услуг. Многие президенты компаний, а также инженеры-технологи подходили к нам и говорили, что мы находимся на гребне волны, особенно в области педиатрии».
Разработка «Карактер Фармс» для педиатрического центра «Прифёрд Имиджинг» в Аддисоне, Техас