Первый российский протонный центр стал одним из самых загруженных в мире
Первый в РФ и странах СНГ клинический центр протонной лучевой терапии, открытый Медицинским институтом им. Березина Сергея (МИБС) в Санкт-Петербурге весной 2017 года, в прошлом году провел лечение 890 пациентов, став одним из самых загруженных в мире. Работать на пределе сил заставили обстоятельства: пандемия коронавируса и … поддержка государства.
Как швейцарские часы
Центр протонной терапии в Санкт-Петербурге начал активное лечение пациентов тяжелыми заряженными частицами в феврале 2018 года. Обороты, как и прочие аналогичные центры в мире, набирал постепенно: за два первых года здесь прошли протонную терапию около 600 человек, на третий планировали выйти на полную загрузку. Но неожиданно для себя были вынуждены «перевыполнить план» на 11%.
«Проектная мощность нашего центра – 800 пациентов в год. Это оптимальная загрузка, и мы не предполагали ее превышать. Но нам пришлось сделать практически невозможное, чтобы в полном объеме реализовать федеральные квоты, которые мы получили только к лету прошлого года», – говорит председатель правления медицинского института им. Березина Сергея (МИБС) Аркадий Столпнер.
В 2020 году протонная лучевая терапия для лечения онкологических заболеваний была впервые включена в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансируемой из средств ОМС. В прошлом году по программе госгарантий лечение протонами в МИБС смогли пройти 600 российских граждан. Еще более 200 пациентов были приняты по региональным квотам Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. То есть, 90% пациентов петербургского протонного центра получили дорогостоящую лучевую терапию при поддержке государства. Помимо этого, благотворительные фонды собирали средства на лечение детей из регионов РФ и стран СНГ.
Чтобы полностью реализовать с задержкой выделенные федеральные квоты, в июне-декабре 2020 года команде протонного центра пришлось работать с максимальным напряжением сил. «Нам удалось превратить коллектив в единую команду, работающую как швейцарские часы. Благодаря оптимизации всех процессов и продуманной логистике, каждая секунда – на счету, но в то же время все протоколы, как клинические, так и безопасности, соблюдаются до последней буквы», – говорит Аркадий Столпнер.
Несмотря на пандемию COVID-19, центр ни на один день не останавливал протонную терапию. Строгая система комплексных противоэпидемических мер, внедренная под руководством главного врача МИБС Натальи Березиной, позволила избежать закрытия на карантин, как это было во многих специализированных медцентрах и клиниках весной-летом 2020 года. Это стало важнейшим фактором, позволившим справиться с объемным госзаказом.
Чтобы успеть принять всех пациентов по квотам до конца года, протонный центр удлинил время работы. Все лето и осень врачи, физики, операторы, медсестры и администраторы трудилась в две смены, с 8 до 24 часов. На пике загрузки в двух лечебных комнатах с гентри протонную терапию проходили 85-90 человек в день. Как сообщили в пресс-службе компании Varian Medical Systems (производитель оборудования для протонной терапии, чьей установкой ProBeam оснащен петербургский центр), по их данным, это максимальная дневная загрузка: количество пациентов в одной лечебной комнате в остальных центрах не превышает 35-ти в день.
Дополнительные сложности в организации работы петербургского протонного центра создает высокая доля педиатрических пациентов. Детей до 6 лет, как правило, лечат с применением анестезии: чтобы обеспечить субмиллиметровую точность попадание пучка протонов в намеченную врачом цель, необходима полная неподвижность пациента. Погружение детей в медикаментозный сон занимает дополнительное время и удлиняет процедуру. В Центре МИБС проходят лечение 30-35 малышей ежедневно. Для оптимальной организации процесса одновременно трудятся две бригады анестезиологов, чьи слаженные действия позволяют не прерывать работу комнат гентри ни на минуту.
Протоны: минимум побочных эффектов
Изначально МИБС ориентировался на то, чтобы в первую очередь закрыть потребность в терапии протонами у детей РФ, и потому около 60% его пациентов моложе 18 лет. «Протонная терапия в мире рассматривается как метод, оптимальный для лучевого лечения злокачественных новообразований у детей. Она является в настоящее время наиболее мощным средством для получения высокой конформности дозных распределений. Метод позволяет минимизировать побочные эффекты и риски вторичных раков, а потому лучше подходит детям, чем лечение фотонами», – поясняет заведующий отделением протонной лучевой терапии МИБС Николай Воробьев.
Помимо детей, протонная терапия показана пациентам с солидными опухолями, расположенными в непосредственной близости от критически важных органов, облучение которых может привести к их дисфункциям. При новообразованиях, расположенных в голове, протонный луч нередко позволяет сохранить пациенту слух, зрение, предотвратить неврологические проблемы, неизбежные после обычной (фотонной) лучевой терапии. При левостороннем раке молочной железы высокоточный пучок протонов, облучая опухоль, не оказывает радиационного воздействия на сердце и минимально задевает легкое. Также предпочтительна протонная терапия при опухолях почек, печени, простаты, ротовой полости и многих других.
Преимущества протонов перед фотонами определяются их физическими свойствами. Если фотоны (лучи) проходят сквозь тело пациента насквозь, облучая нормальные ткани на пути к новообразованию и за его пределами, то протоны, тяжелые заряженные частицы, всю мощь заряда радиации несут точно в мишень, обозначенную врачом. И, если на входе в тело они подвергают здоровые клетки и ткани незначительному радиационному воздействию, то после пика Брэгга (конечной точки пробега, в которую доставляется весь заряд радиации) они больше не оказывают радиационной нагрузки.
В клиническом лечении онкологических пациентов протонная терапия применяется с 1991 года – с открытия первого центра в города Лома Линда, США.
В мире, по данным PTCOG (The Particle Therapy Co-Operative Group), на сегодня работают 87 центров протонной терапии с поворотными гентри, почти половина которых (39 единиц) расположены в США.
В РФ на данный момент всего два таких центра, в совокупности выполнивших около 1000 лечений за прошлый год. Если опираться на рекомендации североамериканских и европейских онкологов, протонная терапия в РФ показана 30-35 тысячам пациентов в год, в том числе – не менее 2 тысячам детей.