В цепях блокчейна
Технология блокчейна, о которой обычно упоминают в связи с криптовалютами, получает все большее распространение в медицинском и фармацевтическом бизнесе.
Фармацевтические гиганты Pfizer, Amgen и Sanofi объявили о планах создания собственных блокчейн-платформ для проведения клинических исследований новых лекарств. Но и в России инновационный подход к обеспечению безопасного хранения данных уже признан государственными структурами, в том числе – федеральным Минздравом. Сразу несколько разработчиков стремятся заручиться государственной поддержкой и первыми выйти на рынок.
Как это работает
Основная особенность технологии блокчейн заключается в том, что информация хранится не в одном месте, скажем, на сервере определенной медицинской организации, а распределена в медицинских информационных системах (МИС) разных клиник. Данные структурированы в отдельные блоки, связанные между собой и заполняемые последовательно. Все вместе они синхронизируются в сети на основе криптомеханизмов, при этом сохраняется вся цепочка изменений. Таким образом обеспечивается информационная безопасность, сохранность данных и, одновременно, что очень важно, – их подлинность.
«Изменение информации в любом из предыдущих блоков повлечет за собой коррективы в последующих. Это обеспечивает невозможность искажения данных», – объясняет заместитель управляющего НИЦ «Эко-безопасность» Константин Захаров, участник петербургского проекта, связанного с внедрением блокчейна.
Привилегии доступа к информации определены ролью пользователя в системе. Но, по словам Захарова, децентрализация сети и хранение базы данных у каждого из участников процесса является залогом взаимного доверия сторон. «В системе нет главных, начальников и подчиненных, информация не принадлежит никому, права сторон по доступу к ней равны», – говорит Захаров.
На фото: Константин Захаров, один из соавторов петербургского проекта блокчейн
«Запечатать» карты
Более полугода назад Внешэкономбанк и Минздрав РФ сообщили о предстоящем внедрении пилотного проекта с использованием блокчейна для безопасного хранения и передачи медицинских данных пациента. Но, похоже, частные клиники успеют первыми опробовать ноу-хау на практике.
В начале февраля московское компания «Медицина» заявила о готовности перейти на работу по технологии блокчейна уже в 2018 году. Этот механизм будет использован для хранения данных электронных медицинских карт, бухгалтерских и административных документов. По заявлению руководства клиники, блокчейн должен обеспечить безопасное хранение информации и предоставить доступ к картам самим пациентам.
О предстоящем внедрении аналогичного сервиса сообщила еще одна московская медицинская сеть, МЦ «Бест Клиник», с той разницей, что на первом этапе к системе будет подключена лишь часть профильных специалистов.
Оба проекта внедряются на основе платформы «Доктор Смарт» (Doctor Smart) для удаленных консультаций с использованием блокчейна. Во многом эта платформа рассчитана на телемедицину.
«Применение блокчейна делает прозрачным и понятным каждому участнику все взаимодействие внутри системы. С точки зрения бизнеса все это сегодня делать проще и быстрее именно на базе данных технологий», – поясняет сооснователь «Доктор Смарт» Павел Ройтберг.
Специалисты «Доктор Смарт» видят для «цепочек с блоками» по крайней мере два базовых применения. «Они будут использоваться, во-первых, для всех внутренних финансовых взаимодействий между участниками системы – пользователями, консультантами, клиниками, страховыми компаниями. Во-вторых, для хранения результатов проверки наших консультантов и отзывов по ним. Эти данные надежно «запечатаны» в блокчейне и не могут быть изменены в угоду чьим-либо интересам», – поясняет Павел Ройтберг.
Ройтберг уверен: «Блокчейн способен избавить здравоохранение по всему миру от лишней бюрократии, дать недосягаемую ранее прозрачность и свести к минимуму негативное влияние человеческого фактора, причем выиграют от этого все участники, кроме тех, кто строил подобие бизнеса на слабостях систем здравоохранения».
Платформу обещают запустить в ближайшее время в России, затем, в четвертом квартале 2018 года, – в странах СНГ, а, возможно, и в дальнем зарубежье.
Если амбиции разработчиков воплотятся в реальность, они вступят в прямую конкуренцию с международной командой «Медикалчейн» (Medicalchain), играющей на этом же поле.
На фото: Павел Ройтберг, сооснователь «Доктор Смарт», внедряет блокчейн в московских клиниках.
Подсчитать добровольцев
Блокчейн, помимо обеспечения безопасного обращения с данными пациентов, открывает и другие возможности. Упомянутый выше петербургский проект посвящен использованию данной технологии в клинических исследованиях (КИ).
Идея использовать блокчейн в этой области принадлежит НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова. К нему уже присоединились НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина, НМИЦ радиологии, Первый СПбГМУ им. академика И. П. Павлова, а также ПАО «Фармсинтез». Подготовленная площадка для отработки новой идеи нашлась в НИЦ «Эко-безопасность», который является одним из лидеров петербургского рынка клинических исследований.
Участники проекта предполагают создать площадку для обмена информацией о КИ онкопрепаратов между Минздравом, его Этическим комитетом, фармацевтическими компаниями, медцентрами и пациентами. Уже сформирована и сохранена с использованием технологии блочейн электронная база добровольцев, готовых участвовать в КИ. На данный момент она насчитывает более 800 человек из числа участников, привлеченных НИЦ «Эко-безопасность».
«Глобальная задача – упростить и улучшить процессы проведения клинических исследований в РФ, как российских препаратов, так и иностранных», – рассказывает Константин Захаров. По его словам, передовая технология ускорит проведение КИ и повысит их качество. Например, здоровые добровольцы должны участвовать в исследованиях не чаще, чем раз в три месяца, чтобы исключить искажение результатов из-за межлекарственного взаимодействия. Но за участие в КИ платится денежная компенсация, из-за чего человек может попробовать схитрить и присоединиться к исследованию раньше времени. База данных, основанная на технологии блокчейн, позволяет проверить участие любого человека в клинических исследованиях в любом медицинском центре региона. В течение полугода разработчики намерены привлечь к сотрудничеству все петербургские медучреждения, проводящие КИ.
В дорожной карте проекта обозначено несколько этапов – внедрение электронного информированного согласия пациента, протоколов клинических исследований, хранение и обработка их первичных и вторичных результатов, создание системы контроля для регулятора, интеграция информационной системы со страховыми компаниями и, наконец, появление глобальной блокчейн-экосистемы клинических исследований.
Сначала блокчейн будет применяться для проведения КИ онкопрепаратов и дженериков, затем номенклатуру лекарственных средств предполагается расширить.
С технической точки зрения все готово к запуску. Вопрос упирается только в решении Минздрава и Этического комитета, которые должны одобрить процедуру информированного согласия с использованием электронных подписей и технологии блокчейн. Если это произойдёт, то весь документооборот КИ в перспективе можно будет переводить в электронную форму.
Минздрав на словах поддержал петербургский проект, но не выделил его на нынешнем этапе в качестве приоритетного. Авторы разработки не скрывают, что успех во многом зависит от поддержки министерства: без госучастия национальную платформу для клинических исследований онкопрепаратов на блокчейне создать невозможно. Проект будет реализован в любом случае, но роль системы на рынке клинических исследований и фармотрасли в целом окажется ограниченной.
Чтобы привлечь к проекту государство и партнеров, а заодно доказать тем и другим свою добросовестность, разработчики планируют выложить в открытый доступ программный код системы, хотя в ее создание вложено несколько миллионов рублей.
До сих пор проект финансируется частным образом, но организаторы оформляют заявку на государственный грант. И прикидывают, как будут окупать свои инвестиции.
«Данные о том, какие центры успешно набирают пациентов, где и какие патологии чаще встречаются, – это информация, необходимая для старта исследования. Ее можно монетизировать, а доступ к системе сделать платным», – предполагает Константин Захаров.