Роль радиолога в повышении экономической эффективности лечения

Время чтения: 2 мин.

Наше издание побеседовало с д-ром Грегори Н. Никола, членом Американской ассоциации радиологии (FACR), руководителем Радиологической группы Хакенсак (Hackensack Radiology Group) и председателем ACR MACRA, о критериях качества в работе радиолога и о его роли в повышении эффективности работы больницы.

По словам д-ра Никола, показателем качества в радиологии является точность диагностики. «Другими словами, соответствовала ли наша интерпретация дальнейшему гистопатологическому заключению или результатам хирургического вмешательства?» – объяснил он. Проблема определения критериев качества работы радиолога заключается в том, что они не всегда понятны для медиков других специализаций, так же, как и для страховщиков. «Мы считаем, что сравнение нас с золотым стандартом, таким, как гистологическое обследование, позволит выстроить прозрачную систему измерения качества», – сказал он.

Д-р Никола играет активную роль в ACR и в экспертной комиссии, разрабатывающей показатели качества в радиологии, поэтому озвученные им вопросы весьма актуальны. Не менее важное направление его деятельности – участие в подготовке стандартизованных рекомендаций для назначения радиологических обследований, чтобы уменьшить вариабельность медицинских событий, таких как повторная визуализация. «Я думаю, что этот вопрос действительно стоит изучить, – сказал он. – Мы можем повысить эффективность системы здравоохранения, в частности за счет стандартизации порядка назначения повторной визуализации».

Радиологам по-прежнему приходится бороться с избыточной диагностикой. «Это, вероятно, самое большое препятствие для врачей нашей специальности, пытающихся сделать медицинскую помощь экономически эффективной, – признал Никола. – Врач, при всем желании минимизировать затраты на диагностику, практически отрезан от информации о прошлых исследованиях и диагнозах пациента, если он проходил лечение в другом медицинском учреждении».

«Это просто смешно, так как технически нет никаких препятствий для обмена медицинскими изображениями. Просто это не работает на практике», – считает Никола.

Межбольничный обмен данными о состоянии здоровья пациента обычно исключает визуализацию. И даже если включает, то только в усеченном объеме, так как не интегрирует эту информацию в рабочий процесс радиолога.

Существует три способа обмена медицинской информацией. В первом пациенты сами выбирают, кому предоставлять сведения о себе, включая результаты визуализации. Во втором все зависит от направляющего врача: он имеет возможность обмениваться изображениями с радиологами. В третьем варианте используются запросы к базе данных, чтобы получить результаты процедур, которые ранее проходил пациент. Первые два способа, по сути, малопригодны для радиологов. «Очень немногие врачи и пациенты понимают, какая именно информация может предотвратить излишнее радиологическое обследование, за исключением самого радиолога», – сказал Никола.

Он привел такой пример: «Случается, я вижу новообразование в почках на снимке брюшной полости/таза. Но МРТ поясничного отдела позвоночника 10-летней давности может помочь мне исключить назначение дополнительного исследования, хотя вряд ли пациенты или врачи увидят здесь связь: что да, этот МР снимок помог разобраться с КТ почек. Между тем, иногда МРТ захватывает часть почки, и, если вы видите то же новообразование, снятое 10 лет назад, то, вероятно, не о чем беспокоиться. Поэтому радиологи должны иметь доступ ко всем предшествующим изображениям пациента и легко получать их, с разрешения пациента, но – по своей инициативе».

В идеале, сказал Никола, поиск будет выполняться автоматически с использованием соответствующих парадигм и протоколов, чтобы его можно было включить в рабочий процесс радиолога. Это избавит врача от необходимости садиться за компьютер и тратить время и силы на поиски нужного изображения. «Я думаю, искусственный интеллект мог бы существенно облегчить обработку запросов, инициируя процесс получения изображений из обширной базы данных и направляя их автоматически в систему архивирования и передачи визуальной информации до того, как мы начнем писать заключение к последнему обследованию. Это стало бы огромным скачком в сторону оказанию высококачественной экономически рентабельной медицинской помощи. Но пока этого нет. Мы застряли на способах обмена изображений, зависящих от направляющих врачей или пациентов, что на самом деле не помогает нашей работе и не сокращает количество избыточных обследований».

Поделиться