Космическое путешествие маленькой пациентки

Время чтения: 2 мин.

Майя Захарова

Современные прецизионные методы лучевой терапии – стереотаксическая радиохирургия и радиотерапия  –  связаны с необходимостью фиксации головы пациента на длительное время с помощью специальных рамки или маски. Это вызывает ряд психологических сложностей, провоцируя у проходящих процедуры страх неподвижности, невозможности совершения произвольных движений, отсутствия свободы, замкнутого пространства и т.д.

При лучевом лечении детей для предотвращения срыва процедуры довольно часто применяется анестезия. Однако введение анестезирующего препарата –  это дополнительная нагрузка на организм, чреватая осложнениями, способными отразиться на интеллектуальном и эмоциональном состоянии. Остается риск, что многократное применении анестезии может повлиять на дальнейшее развитие ребенка.

В некоторых случаях альтернативой может стать психологическое сопровождение, которое позволит пройти лучевую терапию без анестетиков. Кроме того, курс радиотерапии может продолжаться до полутора месяцев и сопровождаться малоприятными побочными эффектами: утомляемость, тошнота, головокружение, общая усталость, астенизация. Физическое и психоэмоциональное состояние ребенка при этом ухудшается, мотивация к продолжению лечения падает. С учетом этих факторов необходимость сопровождения психолога становится еще более очевидной.

Лучшим подходом к маленькому пациенту является игровая терапия. Она позволяет не только выявить эмоциональные и поведенческие проблемы, но также создать благоприятную и безопасную среду для их отработки.

Учитывая специфические особенности лечения, для детей дошкольного возраста сотрудниками МИБС была разработана игра «Полет в космос». Апробация проходила в процессе лечения пациентки М. Девочка пяти лет поступила к нам с диагнозом герминативно-клеточная опухоль 3 желудочка после частичного удаления новообразования и трех циклов полихимиотерапии. Состояние ребенка было осложнено гипопитуитаризмом и медикаментозным синдромом Иценко-Кушинга.

В январе-марте 2017 года на аппарате TrueBeam был успешно проведен курс 3D-конформной дистанционной лучевой терапии. Все 30 сеансов проходили в режиме игры «Полет в космос». Перед каждой процедурой актуальное психоэмоциональное состояние девочки оценивалось с помощью проективных методик «Цветовой тест» Люшера и «Эмоциональное состояние».

Лечебный процесс был представлен ребенку как серия космических путешествий. Перед каждым «полетом» «космонавт» проходил «подготовку» и шел с психологом на «космодром» (в помещение линейного ускорителя). На входе необходимо было предъявить «удостоверение космонавта» сотруднику, управляющему «полетом». После размещения ребенка в «космическом корабле» (на роботизированном координатном столе) на нее надевали стереотаксическую маску, стилизованную под шлем скафандра, и начиналось «космическое путешествие» (сеанс лучевой терапии). На это время в помещения линейного ускорителя включали релаксационную музыку, приглушали освещение и запускали проектор «Звездное небо». Он был установлен таким образом, чтобы пациентка, независимо от положения стола, могла наблюдать за созданной картинкой. По системе громкой связи «космонавт» поддерживал «связь с Землей»: подавались команды к старту, к окончанию полета, давались исследовательские задания.

После завершения каждого сеанса «космонавт» давал интервью о совершенном «полете», в рамках которого происходила диагностика психоэмоционального состояния и формировалась мотивация на следующую процедуру. В качестве положительного подкрепления за «успешно проведенный полет» «космонавт» получал тюбик «космического питания» и наклейки с любимыми персонажами мультфильмов». По окончании всего цикла «космонавту» был вручен диплом об успешном совершении «30 полетов на космодроме МИБС».

По данным наблюдения и беседы с пациентом, а также клинико-психологического интервью с мамой пациентки до начала лечения были выявлены следующие особенности: высокая межличностная сенситивность, высокий уровень психоэмоционального напряжения, высокая реактивность, возбудимость, повышенная тревожность, страхи прохождения медицинских процедур, повышенная тактильная чувствительность, заниженная самооценка. Несмотря на тяжесть психоэмоционального состояния, активно включившись в игровую ситуацию и игровую терапию, девочка успешно прошла все 30 сеансов без анестезии.

Об авторе: кандидат психологических наук Майя Захарова – клинический психолог Медицинского института им. Березина Сергея (МИБЧС).

На фото: Удостоверение «космонавта»

Поделиться